История Терран
История Протоссов
История Зергов
StarCraft - FOREVER!
7x Team Logo
 
 
 Авторизация
Регистрация
Новости
Команда
Файлы
StarCraft 2
Статьи
Стратегии
Библиотека
Юмор
Редактор карт
Партнеры
Реклама


 Академия Старкрафта: Новичок

Интро


Что такое Старкрафт? Игроки в Старкрафт


Здесь мы обойдемся без очевидных вещей, что это стратегическая игра, киберспортивная дисциплина, и прочее. В первую очередь Старкрафт стоит рассматривать как очень доступную игру на начальном уровне освоения, и экстремально сложную на высоких уровнях понимания. Так же стоит понимать, что приток новичков, точнее казуалов (игроков играющих ради удовольствия, и не ставящих себе цель добиться чего-то) в эту игру, характерный для любой онлайн игры, прекратился много лет назад. Новые игроки приходящие в игру, по моему мнению, делятся на три категории (в порядке убывания кол-ва игроков):
  1. Игроки, ставящие себе цель добиться высокого уровня игры.

  2. Игроки, играющие ради развлечения.

  3. Игроки, привлеченные киберспортивными мероприятиями, освещением и победами наших игроков.
Начнем с третьей, самой малочисленной категории. Я не считаю ее малочисленной из расчета игроки/год, а из расчета кол-ва часов в онлайн игре на игрока. Ведь именно этот фактор влияет на то, как часто вы будете встречать эту категорию. А эти люди, вряд ли будут проводить много времени в онлайне, и редко будут совершать переход в первую категорию.
Вторая категория, наверное, самая многочисленная, так как в будущем в нее переходят игроки и из первой, и из второй категории. Игроки, которые сдались на пути к высокому уровню, игроки, которым понравилась игра, но не готовые тренироваться и игроки, которые просто играют понемногу, в свободное время.
Первая категория тоже очень многочисленная, однако, надолго в ней задерживаются очень немногие.

Зачем вам, как новичку, все это знать?

Вам нужно заранее определить себя в верную категорию, и это сохранит вам время и нервы - об этом подробнее в главе "Правильная постановка целей". Так же, вам нужно понять, что новичков мало, и уровень игры очень высок, следовательно, быть готовым к тому, что результаты ваших тренировок будут видны далеко не сразу.

Правильная постановка целей.


Мир расступается перед тем, кто знает, куда идет.
Ральф Вальдо Эмерсон.


Правильная постановка целей, это обязательное действие нe только для старкрафта, но и для всего остального, чем вы будете заниматься.
Успех заключается не в единичной победе над противников, не в принятии в клан и никаким другим подобным действием. Успех - это достижение заранее поставленной цели. Другими словами, победа над противником (допустим ранга С-) не является успехом, если эта победа не была вашей целью. Звучит как тавтология, и конечно любители покритиковать смогут найти дыры в логике, однако это именно так, и я расскажу почему.

Для начала, небольшая притча:
Человек выиграл на ярмарке корову. По дороге домой повстречавшийся цыган убедил его сменять корову на козу, так как та требует меньше корма и к тому же дает пух, из которого можно вязать носки и варежки. Затем, по пути в родную деревню, мужик последовательно поменял козу сначала на свинью (ему сказали, что свинья каждый год рожает дюжину поросят), потом свинья была обменена на курицу (ежегодно несущую по две сотни яиц), а курица - на кусок железа, из которого в деревенской кузнице, по словам менялы, можно было выковать такие полезные вещи, как топор, замок или серп. Человек принес металл кузнецу, но когда тот его разогрел и начал ковать, то оказалось, что на большой топор железа не хватает. Тогда кузнец вновь разогрел в печи железо и попытался сделать из него амбарный замок. Эта затея также окончилась неудачей, и после многочисленных попыток выковать хоть что-нибудь на наковальне остался лежать лишь небольшой кусочек металла.

- А давай я покажу тебе фокус? - предложил кузнец опечаленному клиенту. Тот согласился, и тогда мастер раздул меха своего горна, добела раскалил металл и бросил его в кадку с водой.

Раздалось громкое шипение, и кусочек железа исчез. А мужик понуро пошел домой, осознавая, что в итоге он поменял корову на один только «пшик».

Можно назвать успехом то, что человек выиграл корову. Однако у него не было четкой цели - мне нужно получить корову. Именно корову, именно свою. В результате, он не знал что делать с этой коровой, он не смог эффективно распорядиться ею.

Вернемся к нашему примеру про игрока С- ранга. Здесь на лицо отсутствие успеха, так как у нас не было четкой цели, не было предшествующих целей - потому как для новичка - выиграть игрока С- ранга - это долговременная цель. Как мы распорядимся этой победой? Что мы будем делать после нее? В результате мы получаем мимолетную радость от победы над превосходящим нас противником, но в сущности это победа не принесет пользы. Убивать свое время, ради 5-минутного ощущения радости - это неправильно.
С другой стороны, как новичок мы можем поставить себе долговременную цель - победить игрока С- ранга, и кратковременные цели, которые как ступеньки будут вести нас к исполнению долговременной цели. И именно исполнение этих целей мы можем назвать успехом. Приведу аналогию, которые так люблю:
Вокруг вас несколько лестниц с огромными ступеньками. И вы, прыгаете, ставите лестницу, используете рокетджамп, но, запрыгиваете на 4-ую ступеньку одной из них. Это не приносит вам пользы, разве это можно назвать успехом? В другом случае, вы ставите себе цель добраться до четвертой ступеньки определенной лестницы, своими силами, ступенька за ступенькой. И добравшись наконец, до 4-ой - вы можете точно сказать что добились успеха в выполнении поставленной цели.
Возможно, немного сумбурно. В дополнение скажу мое субьективное имхо - в моем понимании, очень важно в жизни - двигаться вперед, по пути выбранному тобой, но без четко поставленных целей, движение будет замедлятся, останавливатся, это как ехать по трассе в далекий город - и ни одного знака на дороге. Очень тяжело будет ждать пока этот город покажется из-за горизонта. Другое дело когда через каждые 10км, будет стоять знак - До города X км. И на этой ноте мы плавно переходим к главе - преимущество постановки целей.

Преимущество постановки целей.


Человек может быть счастлив только в том случае, если перед ним постоянно маячит какая-то действительно важная цель.
Эрл Найтингейл.


Мотивация.
Наверное самое важное, в том, что цель мотивирует и не дает потерять мотивацию. Как в примере с дорогой - мы не знаем, сколько осталось до города, а если мы допустим едем на пассажирском сидении, отстутствуют вибрации, повороты и нет окон - мы вообще не будем знать - движемся ли мы! Так очень легко потерять мотивацию, ведь вы не знаете, когда приедете, да и едете ли вы вообще!
Именно осознание того, что мы движемся к цели, даст нам необходимую мотивацию и силы продолжать движение.

Концентрация.
Зная конкретно чего, мы хотим достигнуть, мы можем приложить все силы для достижения цели. Мы не распыляемся на много дел сразу, мы концентрируемся на одной задаче.

Расстановка задач в плане важности.
Тот, кто забывает о важном, легко теряется в мелочах. Путь тренировок не состоит в монотонном повторении одного действия. Есть большое количество задач, которые имеют свою степень важности в достижении вашей цели. Если у вас нет цели - вы не поймете какая задача, на данный момент является приоритетной. Что вам нужно чтобы быть госу? Упсс, сложный вопрос, много всего. А что важнее всего? Тоже сложно. Конкретного ответа нет. Что вам нужно, чтобы успешно играть на ранге Д? Знание билдов, и уверенное их исполнение. Просто? Для этого и нужны цели.

Понимание смысла своих действий.
Просто начать играть и играть по 300 игр - бесмысленно. Именно цели придают осмысленность вашим действиям - а если вы не можете найти смысл в том, что так много играете - надолго вас не хватит.

Ну думаю, теперь большинство новичков, невзирая на мое косноязычие и сумбурность формы изложения, поняли важность целей - перейдем наконец к названию раздела - Правильная постановка целей.

Постановка целей


Что есть правильная цель?

«В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...»
Анекдот


Конечно, этот анекдот, больше злободневен для людей, которые ставят цели другим, однако все равно, он наглядно демонстрирует неправильную постановку цели.

Итак перейдем к правилу, которое знают (должны по крайней мере) все руководители, правило SMART (с англ. смышленный, умный, но на самом деле в данном случае, это аббревиатура)
  • конкретный (specific);

  • измеримый (measurable);

  • достижимый (attainable);

  • значимый (relevant);

  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).
Конкретная цель.
Цель, результат которой вы ясно себе представляете.

Измеримая цель.
Измеримая цель - это цель, в которой у вас есть некие критерии достижения результата. Как пример - ранг, кол-во игр, исполнение игровых приемов и прочее.

Достижимость цели.
Здесь все просто. При постановке цели, вы должны учитывать собственные возможности, вам нужно сохранить баланс напряженности работы - слишком сложная цель - вымотает вас, слишком простая - не позволит эффективно использовать время тренировок.
С другой стороны здесь возможны исключения, вернее даже не возможны, а обязательны. Они относятся к долговременным целям (о них подробнее позже), внешним факторам (таких как подготовка к КВ, чемпионату или экзамену в университете) - в данных случаях мудро будет повышать или понижать планку достижимости цели, от ультра-легкой, до практически недостижимой.

Значимость цели.
Если просто, то это вопрос - А зачем вам достигать этой цели? Цель всегда должна быть значима в плане целей более высокого уровня, для примера, вам нужно выучить контру к определенному билду, так как вашей целью более высокого уровня, является игра на ранге Д+. Следовательно если без достижения этой цели, невозможно достичь цели более высокого уровня - эта цель обладает очень сильной значимостью.

Срок цели.
Бессрочные цели - бессмысленные цели. Сколько раз мы думали - надо убраться в комнате, а мусор копится до сих пор. Потому что что наша цель - убрать комнату - не имеет конкретных сроков. Без конкретных сроков, цель не будет мотивировать вас, более того, если цель более высокого уровня имеет конкретные сроки, то бессрочная цель может поставить под угрозу выполнение цели высокого уровня, и таким образом, мы часто рушим всю разработанную систему целей.

Как поставить себе цель?

  1. Понять, что вы хотите получить (выбрать цель).

  2. Определить ваше нынешнее положение.

  3. Выяснить, какие ресурсы вам нужны для перевода из нынешнего состояния в желаемое.

С первым пунктом, надеюсь, проблем нет.
Вторым пунктом вы должны определить, в данном случае, ваш скилл и опыт в старкрафте, ваше свободное время, и все другие факторы от которых зависит ваша карьера игрока, будь то стабильный интернет, девайсы, мама которая будет выгонять из-за компа (а чего вы смеетесь, меня выгоняли каждый день) и прочее.
Третим пунктом вы должны понять что нужно сделать, получить, изменить, убрать для того, чтобы достичь цели. Как пример, купить новую мышку вместо шариковой которой уже 10 лет, перестать смотреть сериал, потому что если начать играть после него, мама будет выгонять из-за компа на ужин, поставить стабильный интернет - это внешние факторы, и также внутренние - к примеру, перестать валятся на диване, смотря в зомбоящик, и ничего не делать, ложиться раньше спать, справляться со стрессом и прочее.

Итак цель поставлена, и осталось две главы раздела.

Долговременная цель.


Определение долговременной (глобальной) цели, очень важный этап, так как это цель самого высокого уровня, ваш свет в конце туннеля.

  1. Не мелочитесь. Чем масштабнее цель - тем большего вы добьетесь

  2. Долговременная цель рождается не разумом, а подсознанием - разум лишь помогает добиться цели. Обьясню на примере - вы общаетесь с Жаедонгом, у него клевая девушка, машина и зарплата. И вы думаете - надо стать прогеймером. Вы сознательно решили, но если подсознательно у вас такого желания нет - это неправильная цель. В данном примере - ваша сознательная цель - стать прогеймером, а подсознательная - заиметь машину, девушку и зарплату - здесь мы получаем расхождение, в результате которого не станем прогеймером и ничего не получим. Вы должны понять и осознать свою подсознательную цель, к примеру, выигрывать своего друга старкрафтера (хотя не так уж и глобально, если конечно ваш друг не Димага), выступать на стримах ск2тв, выступить на WCG и прочее.

  3. Не загоняйте себя в рамки. Помните ваши возможности гораздо больше, чем ваше представление о них. Как следствие

    1. Не ищите причины, которые могут помешать вам в достижении цели.

    2. Не пытайтесь обезопасить себя от неудачи.

    3. Не бойтесь и не думайте о возможности неудачи.
Яркий пример: мимо проходит красивая девушка, один думает:
Она такая красивая, как я могу подойти к ней [загоняет себя в рамки], тем более я сегодня одет как обычно в рабочее [поиск причины, которая помешает], а вдруг она меня еще и высмеет перед всеми [страх неудачи], подойду ка я лучше вон к той [попытка обезопасить себя от неудачи].
С таким подходом, отказываясь от своей мечты, вы упускаете свой шансы и всю жизнь будете довольствоваться малым.

Вспомните себя в детстве, когда вам было лет пять. Единственное, что могло помешать достижению вашей цели - это родительский запрет. Сейчас, у большинства из вас, этого запрета нет, Так зачем же, самому запрещать себе то, что в детстве вы бы делали без капли страха? Просто в процессе приобретения опыта жизни, мы собираем огромный багаж неудач, насмешек, обид, ограничений, запретов и стандартного социального поведения. Вернитесь в детство - когда весь мир был дружелюбен, все было интересно и вы с любопытством открывали для себя все новое. Ваш вышеописанный багаж, тормозит вас, не нужно полностью отказыватся от него, но и таскать его везде и всегда не стоит.

Я обьясню почему:
Немного покерный пример, сорри за него^_^: В колоде осталось 46 карт, вам нужна одна определенная карта. Какова вероятность что именно ее дилер вытянет из колоды? 46 к 1. А если он вытягивает две карты сразу - какова вероятность того, что одна из них будет нужной? ~ 22.5 к 1. Но! Если дилер вытянет одну карту, и она не будет вашей, какова вероятность что следующая будет вашей? 45 к 1, но никак не 22.5 к 1.
Это к тому, что прошлые результаты, похожих или абсолютно тех же событий, не влияют на вероятность исхода в данном событии. Именно поэтому ваш вышеописанный багаж, не влияет на вашу успешность в будущем. Он дает опыт, но не влияет на будущее. Именно поэтому забывать нельзя - но руководствоватся им, тоже нельзя.

Но вернемся к постановке долговременной цели.
Доказано, что без четкого определения своей цели человек не может добится серьезного и долговременного успеха.
Поэтому не бойтесь и ставьте себе целью то, чего вы хотите, и следуйте вышеописанным правилам.

Запись целей.

Я советую вам выписать свою долговременную цель и этапы (цели) ее осуществления на бумагу и регулярно отмечать ваше продвижение. Более того по мере продвижения по этапам я рекомендую вам вознаграждать себя за каждую выполненную цель.
Очень важно всегда иметь возможность посмотреть на систему целей, посмотреть на свой прогресс, и иметь возможность порадоваться выполнению.

На этом мы завершим этот раздел.

Психологическая устойчивость.


Во время ваших тренировок, очень многие события будут проверять вашу психику на прочность. Важно быть готовым к этому. Рассмотрим все пункты:

Удача.
Старкрафт - не шахматы. Пускай есть достаточно широкие возможности для разведки, но (простите опять покер) старкрафт, как и покер, игра с недостаточной информацией и более того, с небольшими элементами случайности (будь то попадание по юниту на клиффе или респаун локаций). Конечно, очень важная задача избежать влияния недостаточной информации и случайности на результат игры, но не всегда это получится в полной мере. Иногда удача будет на стороне противника, как например вы идете в ТвЗ в технику, застройка невозможна, и вы находите после двух неудачных локаций зерга на третей - ближней к вам, и видите там 4пул. Конечно, это не гарантирует ваш проигрыш, но как видите при равных условиях на момент респауна, и без каких либо действий игроков - зерг получает преимущество. Это и есть удача. И закономерно, что моменты, когда удача будет на стороне вашего противника вам запомнятся и окажут на вас большее психологическое влияние, чем те моменты когда повезло вам.

Проигрыш.
В первую очередь, я уже говорил, что средний уровень игроков в старкрафт, на данный момент достаточно высок. А в старкрафте, вы очень часто не сможете понять сразу после фразы gg, почему именно вы проиграли, и где вы допустили ошибку. Для этого вам нужно немного времени для анализа, или даже просмотреть реплей. Поэтому проигрыш, как впринципе и любой проигрыш, переживается достаточно тяжело, и никакие фразы на тему: Проигрыш приносит больше пользы, чем выигрыш - нашему разуму облегчения не доставляют. И как я и сказал в начале, из-за очень высокого уровня игроков, проигрывать вы будет ОЧЕНЬ много и ОЧЕНЬ часто. Это сильное психологическое давление.

Харрасмент.
Один из серьезнейших элементов игры, который может расшатать вашу устойчивость. Все вроде идет нормально, но прилетает мута, и невзирая на три(четыре, пять) турретки, начинает отстреливать ваших рабов. Один, второй, третий. Вы прибегаете пехотой, начинает остреливать маринов, медиков (которых и так пока мало), и начинает казаться что с ней уже ничего не сделать, да что за имба и прочее. Или дроп танков на клифф, вот заработал эксп и бац, все рабы умерли, а шатла нет. Харассментом можно выиграть игру, но вы должны понимать, что его первоочередная цель, вывести игрока из равновесия, сбить с накатанной дорожки, поломать стратегию - вообщем все, что может вас расстроить. Вот такое поганое дело.

Превосходство стратегии.
Разведка не может разведать все, как я и говорил выше, и часто вас будут переигрывать стратегией, к которой вы окажетесь не готовы. Если бы начинающий игрок абсолютно никак не мог бы победить про - эта игра умерла бы. В старкрафте нет уберстратегий позволяющих защитится от всего или контрящих все. Поэтому иногда вас будут переигрывать, и обычно, когда противник понимает что переигрывает вас, он будет наращивать преимущество, до тех пор, пока оно не станет подавляющим - и у вас не будет шансов отбить его атаку. Это всегда бесит, когда противник посылает свои войска в атаку, вы размениваете юниты с такой выгодой, что при равной игре противник должен плакать, но войска идут и идут, сметая вашу защиту. Это угнетает не спорю, многие сразу идут на форум и начинают плакать об имба тоссах, терранах и зергах.

Противник БМ.
Когда противник в чате оскорбляет вас, вашу маму, говорит что вы нуб, насмехается и совсем плохо если он выигрывает вас после этого, а если проигрывает начинает летать и прятать здания по карте - это выведет из себя кого угодно.

Использование запрещенных программПревосходство скилла
Бывает так, что у вас ничего не получается, противник как будто видит все, что вы делаете - возможно у него мапхак (а может он просто отличный игрок), идеально контрит вашу стратегию, защищается от харраса, и кажется, что вы абсолютно беспомощны.

Вот такой немаленький список того, что может вывести вас из духовного равновесия.

Как справиться и продолжать тренироватся?


В первую очередь мы должны понять. Есть спортсмены, есть Жаедонг, есть Аршавин - у них очень тяжелые тренировки, изнуряющие и изматывающие. Но это им нравится. Им нравится заниматься тем, чем они занимаются, иначе бы они просто не делали этого. Lim Yo-Hwan (SlayerS_'Boxer') пишет в своей книге о том, как тяжело он тренируется, как это изматывает его, о том, что мало остается личной жизни, но! ему 30 лет, он давно мог бы стать комментатором, менеджером, тренером да и в жизни, думаю не пропал бы точно. Но он предпочитает оставаться в играющем составе, поэтому мы можем легко сделать вывод, что несмотря на все его жалобы - ему все еще доставляет недюжинное удовольствие играть в старкрафт.

К чему я это все веду? К тому, что игра должна доставлять удовольствие. Любые отрицательные эмоции - уменьшают это удовольствие, ухудшают результат и более того, ведут к тому что в покере называют тильт (будь проклят покер Т_Т) прошу прощения - но сюда это тоже подходит очень хорошо. Вот как описывают тильт в покере:
Игрок впадает в состояние, в котором он неспособен принимать рациональные решения, и им вместо этого движут эмоции, (например, ярость, отчаяние или чувство обреченности). В попытках вырвать победу игрок игнорирует правила, которые он сам для себя и установил, и за счет своей все более неконтролируемой игры несет серьезные потери.

Войти в это состояние - проще простого, а проконтролировать процесс - очень сложно.

Именно поэтому для эффективной тренировки и игры вам следует следовать следующим советам.

Садитесь играть с положительным настроем, хорошим настроением, и будьте в спокойном расположении духа. Только в таком состоянии вы можете выложиться на все 100%, а выкладыватся на меньше - не может называтся тренировкой, это будет просто игрой ради удовольствия, и с точки зрения тренировок и достижения целей - потерянным временем. Проиграть из-за того, что у вас плохое настроение - не даст вам никакого опыта, кроме "не играть в плохом настроении". Старайтесь сделать так, чтобы ваш проигрыш был ошибкой в стратегии игры или понимании - эти ошибки можно исправить. В случае же с неправильным настроением - исправить эту ошибку нельзя, ее можно только делать или не делать. Не делайте.

Исключите личное отношение к сопернику: единственные слова отписанные в чат должны быть gl в начале игры, и gg в конце. Это формальность и традиция, а не отношение к человеку. Вы должны уважать соперника, вне зависимости от того кто он, поэтому вы исполняете эту традицию. Писать gl в чат, потому что вам чтото очень нравится в противнике - уже личное отношение. Реагировать на его слова - тоже. Не писать gg изза обидного проигрыша или слов оппонента - тоже личное отношение. Все это может повлиять на результат, в тоже время вы сами устанавливаете исполняете ли вы традицию glgg. Не пишите? Ну и ладно, но избегайте личного отношения с соперником - это повлияет на вашу игру. Ваш соперник это стратегия оппонетна, ее исполнение, и конечно вы сами. Не надо бороться против конкретного человека, боритесь с его игрой.
Очень неправильным подходом является - я выиграю этого [yy]xxxx! Это та неправильная цель, которые мы обсуждали выше. Вы входите в игру с целью выложиться на 100% для победы, и в процессе игры вы можете узнать стратегию игрока и поставить себе цель - отконтрить его стратегию, поломать ход ее исполнения, замедлить ее и прочее. Ваша цель не игрок, а игра.
Многие скажут, а если я играю с другом? Ваш друг присутствует только до и после игры, в любом другом случае тяжело считать игру тренировкой. Просто фан.

Не переживайте от мелких неудач.
Никогда нельзя сыграть идеально. Не успели развести рабов, нечаянно подняли СС и прочие досадные неприятности, которые могут с вами случиться - не стоит акцентировать на них внимание и переживать. Думайте в более долгосрочной перспективе - если вы отрабатываете билд - сдвиньте время его исполнение на n секунд, как если бы вас удачнее харрасили, если играете на чемпионате, в решающей игре - ваша долгосрочная перспектива - это длительность данной игры, и в большинстве случаев игру решают не мелкие неудачи, а крупные ошибки. И в процессе игры настолько мелкое преимущество как ваша маленькая неудача, переходит от одного игрока к другому, абсолютно без участия обоих игроков.

И от серьезных неудач не переживайте тоже!
С примером поднятия СС, возможно вы нечаянно подняли его в бою, и рабочие простояли минуту. Конечно мелкой ошибкой это уже не назовешь, и это может стоить вам игры, но всегда следует помнить, что эта игра не последняя, будет еще игры, чемпионаты и кланвары. Ваш путь игрока в старкрафт просто переполнен возможностями играть как тренировочные так и серьезные турнирные игры. Конечно сразу писать гг не стоит, ведь в игре бывает разное, но если шансов абсолютно нет - выходите без сожалений. Сегодня вы проиграли, но как я и говорил выше, это не повлияет на результат следующих игр.

Не прогнозируйте игру.
Так получается, что мы привыкли к тому, что определенное действие - ведет к определенному результату. Выучил билд технораша, и выиграв им 10 игр подряд, мы считаем, что нашли уберстратегию, пусть не сознательно, а подсознательно. В результате увидев контру к нашему технорашу, мы продолжаем гнуть свою линию, так как подсознание подсказывает нам, что результатом будет победа. И конечно мы очень расстраиваемся когда это не так. Мыслите рационально, ваши прошлые удачи и неудачи - не влияют на следующую игру. Сюда опять таки подходит фраза сказанная мне моим другом 7x)Kardinal, когда я начал играть в покер:
"Там уже флеш доехал, а Чинги радостно тянет свой стрит" (флеш сильнее стрита, но стрит достаточно сильная комбинация) Подсознательно, я считал что если я соберу стрит - то всех выиграю. Если же мыслить рационально - он уже не самый сильный вариант, и скорее всего я проиграю.
Недавно на Пролиге, игрок отменил 2(два!) почти достроенных старпорта, только потому, что его разведали. Шанс выиграть у вас будет, но если вы будете продолжать гнуть заведомо проигрышную стратегию - вы проиграете.

Не придумывайте велосипед (с 6-ю колесами).
Проигрыш - сам по себе прямая дорога к нервам, но если мы начинаем считать что мы очень умные и можем придумать работающую стратегию - мы начинаем проигрывать используя ее. Мало того, что мы теряем время на бессмысленные игры, мы проигрываем и злимся.

Реванши.
Хорошие игроки всегда пишут re после проигрыша, тем самым говоря, что хотели бы реванш. Игры с одним соперником по несколько раз составляют важную часть тренировки, но есть случаи когда реванша просить не стоит:

  1. Вы испытываете личную неприязнь к сопернику и хотите его "наказать". Мало того, что это уже сложно назвать тренировкой, так если вы проиграете, ваше настроение еще больше ухудшится.

  2. Противник просто на голову выше вас и выигрывает вас без шансов. Опыт от такой игры не будет намного больше чем опыт от обычной, с несильно превосходящим соперником, а вот нервы спалятся моментально. Оно того, просто не стоит.

  3. Вас зачизили, и вы хотите зачизить в ответ или отконтрить чиз. Как я уже говорил выше, ваш проигрыш нельзя использовать для каких либо прогнозов на следующую игру. Да и тренировкой это тоже сложно назвать. А если вас зачизят еще раз - вы совсем потеряете контроль.

Концентрация


Я уже говорил, о том, что тренируясь - вы должны выкладываться на 100%. Без концентрации это невозможно. Например я, для того, чтобы словить концентрацию (не достичь! а понять что она была) играю в старкрафт под музыку. Если я начинаю слЫшать музыку только после надписи gg - я был достаточно сконцентрирован.
Когда вы сконцентрированы на игре - ваши движения становятся быстрее и точнее, мыслительный процесс ускоряется, решения принимаются быстрее и правильнее. Внимание сосредоточено на нужных участках, контролируется миникарта.
Так же как я упоминал выше, вы защищаетесь от влияния окружающего мира, рабочих на улице, родных кричащих из одной комнаты в другую, пикающей аськи и прочего. Ваша игра перестает быть зависимой от внешних факторов.
Когда вы сконцентрированы на игре, ваши неудачи не оказывают на вас влияния, в состоянии концентрации мы анализируем игру, рационально подходя к проблеме, а не злимся и расстраиваемся.
Это очень важное умение для игрока в старкрафт (да и впринципе это важное умение), без него вам сложно будет играть успешно и сложно тренироватся.
Концентрация также помогает нам избегать ненужного автоматизма, как например террану, который автоматически заказывает в бараках маринов, несмотря на то, что у зерга огромное кол-во лингов и построен дефайлер. Если вы сконцентрированы - это не ускользнет от вас, и вы закажете фаеров, которые будут полезнее в данной стадии.

Для того, чтобы успешно входить в это состояние нужно попробовать сознательно войти в него. Нам проще концентрироватся на простой задаче, например вернитесь к началу статьи и посчитайте (без всяких поисков), буквы "е" с начала статьи и найдите в каком слове будет сотая "е". Если вы достаточно серьезно подойдете к этому занятию - у вас получится войти в состояние концентрации.

Нужно избегать того, что может помешать нам сконцентрироватся, например недосыпа или каких то проблем над которыми вы раздумываете. Садитесь за игру сытым, выспавшимся и в хорошем настроении. Без концентрации сложно показать хорошую игру.

Теперь перейдем к практическим советам.

Автоматизм


Старкрафт - игра в которой вы встретитесь с множеством последовательностей действий, которые вам придется исполнять многократно. В более глобальном смысле это билд-ордеры, в менее - заказ юнитов, развод рабов.
Под автоматизмом я подразумеваю, подсознательное программирование этих действий, настолько подробно, насколько это возможно. Представте что у вас в голове будер программа - развод рабов, и нажимая на нее вы выполняете последовательность действий - не обдумывая ее. Действия, выполнение которых, доведено до автоматизма не только экономят время, но и освобождают вашу голову для того, чтобы вы могли сконцентрироватся на более важных вещах. Я постараюсь здесь дать вам практические советы для достижения автоматизма действий, в большинстве своем они относятся к терранам, но, конечно, важен сам метод.

Развод рабов.
Здесь лучше скачать карту, которая будет делать постоянно спавнящихся рабов и тупо посидеть за ней пару часиков. Локация и расположение минералов, часто меняются в зависимости от карты и респауна, поэтому вам нужно отточить точный выбор рабочих и точных клик на минералы.

Заказ войск.
В первую очередь приучите себя всегда ставить здания для производства кучно, и чтобы они, по возможности влезали в один экран который вы забиндите на кнопку F2 (F3,F4). Существует карта, где у вас стоит много фэктори и вам нужно заказывать юниты как только заказанные построятся. Также старайтесь чтобы положение зданий в вашем макро-экране не менялось - и обьясню почему. Первый уровень автоматизма это заказ юнитов с одного экрана при нажатии F2, второй уровень - проклик по заранее натренированным местам, независимо от того, есть ли там бараки, по заранее натренированной траектории. Второй превосходит первый по времени раза в два. За среднюю игру твз, вам придется заказывать маринов около 100 раз, поэтому очевидно, что тратить в два раза меньше времени на эту короткую операцию - стоит тренировок.

Смена раллипойнтов.
Вы биндите экран, в середину которого нужно перенести раллипоинты на F3, и далее нажимаете F2, выбираете здание, наводите мышь в центр экрана, нажимаете F3 и правую кнопку. Здесь также два уровня - когда вы просто начинаете использовать этот метод - ваш выигрыш во времени составит наверное 10 раз. Во втором уровне, когда вы делаете это автоматически, это во первых не отвлечет вас от других задач, во вторых позволит использовать чаще использовать дотекание войск и конечно же, даст выигрыш во времени.

Бинд сканов.
Приучите себя всегда биндить скан, сразу после заказа. Не когда он достроится, а именно после его заказа. Потому что вы в любом случае будете его биндить, но если вы сделаете это сразу - ваш мозг запомнит это как последовательность действий, а если после постройки - время будет варьироватся и подсознательно вы не будете воспринимать это как один алгоритм.

Это небольшой перечень которотких ситуаций, которые нужно довести до автоматизма. Но наш мозг способен на большее!

Метод, который я узнал в те времена когда играл в Q3. Сами знаете, многие игроки "считают" квад, красную броню, желтую. Там есть много хитростей, но нам они не важны. Важен именно счет.
Когда я снова начал играть в СК, я понял насколько разнообразилась сейчас макро игра и старался максимально улучшить свой заказ. В 2002 году 3-4 барака были количеством, с которым ты можешь выиграть игру в 80% случаев. Сейчас - 9 бараков, это стандартное количество при многих вариантах развития. Пропустить один заказ маринов в 2002 - значило потерять 3 марина. Сегодня вы теряете 9. Очень важно заказывать их одного, за другим. Для этого я использовал счет, те кто не могут считать равномерно я предложу такую систему - американские военные считают таким образом - раз-миссисипи,два-миссисипи. Вам я предложу - раз-ск2тв, два-ск2тв. Таким образом, говоря без пауз вы сможете выдерживать одинаковый ритм.

Но вернемся к заказу. F2-Заказ. Играем, считая до 16 (или 17 - предлагаю вам проверить ^_^ ) и повторяем процедуру. Если мы делаем это через одинаковое количество времени, мы вырабатываем в себе чувство - когда нужно вернутся к заказу, мозг воспринимает это как алгоритм, и нарушение будет вызывать дискомфорт (попробуйте например идти, но не наступать на пятку одной ногой. Ваше внимание постоянно будет отвлеченно этим фактом, пока ваш мозг не воспримет это как новый алгоритм) Так же и здесь, но скажу сразу дело это не быстрое, и ОЧЕНЬ важно делать так всегда. Допустим вы сделали так 20 игр подряд - один пропущенный раз не значит, что вам нужно будет сделать это на один раз больше - пропуск сделает половину (если не все) ваших усилий пустой тратой времени.
От этого будет страдать ваша игра, и достаточно сильно, так как концентрация будет на счете, а не на игре. Однако я считаю, что оно того стоит.

Как видите, чем длинее (по времени) алгоритм, тем сложнее его довести до автоматизма.
Самыми длинными по всей вероятности являются билды. Однако я все-таки не советую нарабатывать их до автоматизма. Это станет как вашим преимуществом, так и вашей слабостью. Любой харасс, станет сильным ударом по игре, и вы можете стать слишком жестким в своей линии, так как не будете менять билд соответствуя ситуации. Я думаю, что после наработки двух предыдущих пунктов, ваш билд, билд противника, стиль, стратегия и боевые действия - это должно быть тем, на чем вы сконцентрированы, анализируете и принимаете решения в зависимости от игровой ситуации.

В заключение хочу сказать самое важное - не ломайте свои алгоритмы! Если вы видите невидимку и сканите через 9-s-клик, а второй скан вы почему-то не забиндили, или не биндите, - переназначте его, и сканьте через 9-s-клик, как вы и привыкли. Не путайте свой мозг, вы потеряете пару секунд на то, чтобы не ломать алгоритм, а сохраните себе десятки часов наработки автоматизма.

Профессиональный подход


В этой главе, несмотря на ее название, не будет описание методов, с помощью которых вы станете штурмовать рейтинги кеспа и призовые места старлиги и мсл. И лично я считаю, описать путь становления прогеймера, который будет выступать на мировом уровне, невозможно таким образом, чтобы он работал всегда. В этой главе речь пойдет об отношении к игре и тренировкам, что отличает игрока который всерьез решил добиться успеха и казула играющего время от времени ради удовольствия.
Конечно, в старкрафте существует такое понятие как талант. Талантливым людям легче добится успеха. Но талант ничего не стоит без работы и желания работать. Говорят что успех - это 90% работы, и 10% таланта. По моему мнению это несправедливо, т.к. без работы у вас 0% успеха, а без таланта, не намного сложнее достичь 100%.
В первую очередь профессиональный подход - это готовность работать, выкладываясь по максимуму. Быть максимально сконцентрированным на игре.
К примеру: игрок ставит паузу, чтобы поговорить по телефону (налить чай, покурить). Если Вы профессионально подходите к игре в старкрафт ( а только так, можно стопроцентно добиться успеха ), Вы так никогда не сделаете. Многие скажут - старкрафт это хобби. У меня было хобби, я занимался боевыми единоборствами, но я не трещал на тренировке по телефону, и не говорил спарринг-партнеру подождать пока я схожу курну. Почему же отношение должно быть другое? Еще более вопиющим считаю, поставить паузу на чемпионате, а то и в финальных матчах. Представьте что два боксера, бьются в финале, пусть какого-нибудь провинциального, небольшого, и пусть даже юниорского чемпионата.
- Вася тебе звонят! И бой остановлен. Смешно? Но в старкрафте много казуалов которые не ищут от игры ничего кроме проведения 15-20мин в игре, и к тому же много людей, которые вообще профессионально ни к чему не относятся.
К тому же, пауза, часто заставляет вас нервничать, но смею вас убедить - пускай этот парень ставит свои паузы, не приходит на КВ и прочее - даже если он выиграет вас сейчас, он так и останется новичком (средним игроком), вбухавшим кучу времени на старкрафт и недобившийся ничего, а вы будете двигатся вперед. Ну, а если он уже очень хороший игрок - то однажды он упрется в потолок своего скилла, по причине непрофессионального отношения, а вы пройдете дальше.
Успешным игроком вы сможете стать, если вы будет серьезно относится ко всему что с ним связано, будете задумыватся о своих знаниях, умениях, и анализировать свои достижения и неудачи. Главное, что вам нужно - это быть готовым работать и тренироватся. Как только вы поняли это и готовы - мы сможем переходить к заключительной главе.

Эффективное обучение


Можно играть 50 игр в день в течение месяца, и это будет достаточно серьезной тренировкой, как с точки зрения результата, так и с точки зрения напряженности работы. Но почему бы не использовать это время эффективнее?
Хочу заранее сказать, что из всего что я опишу ниже, практика - самая важная часть. Ее ничто не может заменить, и без нее вы не добьетесь успеха, так же как не добьетесь успеха при малом количестве практики. В Старкрафте, для успешной игры нужны две вещи: Первая - Теория, анализ игры и принятие решений, вторая - Cкорость и точность исполнения. И чем дальше вы будете продвигаться по вашей лестнице игрока в старкрафт - тем больше будет расти значимость второго пункта. На начальных уровнях, вам практически не нужно быстро и точно исполнять стратегию и приемы. Ваш противник будет делать столько ошибок, что вам нужно всего лишь правильно действовать, чтобы победить. Но чем меньше ошибок делает противник, тем большую роль играет скорость. Именно поэтому, теоретически вам не нужно играть максимальное кол-во игр в начале вашего пути. Однако, скорость нарабатывается практикой, и только практикой. К тому времени как вы достигнете высокого уровня понимания игры - ваша скорость станет тем фактором, что будет тянуть вас вниз - и для того, чтобы сохранить темп продвижения вперед, вам придется играть не просто много, а неимоверно много. Поэтому, если рассматривать весь путь игрока, а не отдельный этап - мудро будет сразу начать играть максимально возможное количество игр.

Сколько игр играть? Здесь мнения расходятся, одни говорят - сколько можешь столько играй, другие сколько хочешь, третьи еще что-нибудь. Поэтому здесь мое субьективное мнение. Я здесь использую принцип 20/80, который создавался воообще не для этого, но мне кажется правильным его использовать.
Он звучит следующим образом: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата»
Я считаю возможным его использовать, потому что практика - не единственная часть тренировки и улучшения ваших результатов.

Как посчитать сколько вам нужно играть для оптимального результата, согласно этому принципу? Допустим каждый день у вас есть 6 часов свободного времени. Сядьте играть и играйте до победного конца, пока или в сон не склонит, или плевать от игры не захочется. Лучше играть с другом, равным вам по скиллу, дабы исключить все факторы из главы "Психологическая устойчивость". От этого количества времени - берем 15 - и получаем оптимальное время. Подавляющее количество игроков, включая меня не могут играть более 10-12 часов - следовательно оптимальным будет играть около 2 часов.
Я напомню, что пока мы говорим только о практике! Ниже я опишу остальные части тренировочного процесса, но по мере улучшения вашего уровня, некоторые станут ненужными и время, которое мы тратили на них, мы добавим к времени практики. Более того, ваше время в 2 часа - не является перманентным, к примеру корейские госу играют по 8 часов в день, следовательно их максимальный порог будет около 40 часов игры. Чем больше вы практикуетесь - тем больше ваше оптимальное время.
Об отношении к практическим тренировкам много было сказано выше, поэтому я не буду более останавливаться на этом.

Следующая часть тренировочного процесса - изучение и анализ статей.
Я хочу подчеркнуть, что здесь нету слова "чтение". Изучение, анализ, конспектирование, сравнение - вот что вы должны делать со статьями. Статьи с определенными стратегиями нужно кратко законспектировать, взяв за основу билд-ордер и на первое время, повесить где нибудь рядом с монитором. Так же их нужно проанализировать, и понять. Часто в статьях написано что нибудь вроде - контрит 3-хатч мута. Это не указание к тому, что когда вы видите этот билд у зерга - вам нужно использовать эту стратегию - это путь робота, успешный игрок - думающий игрок. Это указание к тому, что вы должны найти билдреплей 3 хатч муты, и проанализировать, почему этот билд контрится. Старкрафт не игра по шаблону, и часто из того же третего хача, полезет гидра или 4 хатч-хайв, вам нужно знать, что именно контрит в вашем билде билд противника и как, для того чтобы понимать стратегию, а не бездумно использовать ее. Когда вы понимаете ее, вы можете ее изменить при необходимости. А бездумное использование оставляет вам только два варианта - тянуть дальше проигрышную линию, или начать импровизировать не имея знаний что вы делаете и почему. И даже если вы симпровизируете правильно, это не даст вам опыта, и более того врядли будет оптимальным. Понимание стратегий, а не исполнение билд-ордера - это путь к становлению вас как игрока.
Такой анализ просто не может быть быстрым, за каждым билд ордером, стоит изучение билд ордера, подчас нескольких билд ордеров контрящих его, и которые контрит он. Несколько репок, с этими билдордерами и подробный анализ всего. Пропустить этот этап - значит стать задротом исполняющим билдордеры, а не играющим человеком.

Следующее - помощь комьюнити.
К сожалению, наше комьюнити очень туго принимает реплеи и еще туже их действительно анализирует. В таком случае вам может помочь хороший знакомый игрок или тренер. Если же знакомых нет, и нет денег на тренера, старайтесь максимально конкретизировать вопросы по реплею, как например вместо фразы - что я сделал неправильно?, напишите: почему мой правильно исполненный 9min пуш, не отконтрил 3хатч муту?
В первом случае я бы прошел мимо реплея, так как у меня нет огромного количества времени, анализировать все ошибки игрока, во втором, я бы глянул просто из любопытства - действительно, почему?

Следущее - будьте частью комьюнити.
Не имея знакомых, не общаясь в среде любителей вашего хобби - вам быстро станет скучно. Человеческое общение - это то, что никогда не будет скучным, и еще более важно "пустить корни" в той сфере, где вы собрались достигать успеха.

И последнее, но одно из самых важных - анализ собственных реплеев.
Игра, в которой вы не знаете почему проиграли или почему выиграли - бесполезная игра. Вы тратите время на практику - не выбрасывайте его. Без понимания причин проигрыша или победы - единственная пользва от такой практики - наработка скорости. Мне кажется в этом причина огромного количества игроков D и D+ ранков с апм 250-300. Шаблонные, не думающие, но быстрые игроки - они очень быстро упираются в свой потолок, и он невысок. Не делайте таких ошибок - каждый ваш проигрыш должен иметь причину, а иногда несколько, и без понимания этой причины - вы не сможете прогрессировать. В случае же выигрыша - вы должны понять является ли этот выигрыш полностью вашей заслугой, или славу победы с вами разделит противник сделавший неимоверное количество ошибок.

Заключение


В заключение - я хотел бы сказать, что эту статью можно использовать как руководство к действию. Но использовать ее нужно с умом. Из нее нельзя выкинуть две главы и жаловаться что ничего не получается. Надеюсь что везде, где написано мое субьективное мнение (и где не написано, а просто спорный помент или момент с несколькими вариантами) будут комментарии других игроков. Но в целом, эта статья которой вы должны следовать не отступая от рекомендаций, или не следовать - но и не ожидать результатов.

Удачи!

© a2)Chingiz aka [7x]Duran
Статья написана: 2009-12-01 17:20:28
Прочитано раз: 12235
Последний: 2016-09-29 03:10:35
Обсудить на форуме

[1]
Коментарии:

  Генералисимус
Гость @ 2011-04-13 14:36:43

Russia 165
ip: 195.42.155.*
да хорошая согласен gwerty1999
  Set
Гость @ 2010-09-04 23:47:27


ip: 109.188.241.*
Хорошая статья. только бы словарь терминов к ней..
  Gromit1
Гость @ 2010-07-21 16:41:47


ip: 81.19.132.*
согласен с Игорем!
Я новичок, то есть любитель. не ставлю себе задачу всей жизни играть в старкрафт лучше всех. Но все же хотело бы знать какие то тонкости игры. которые тут знают многие. а читая это я ничего не понял. зачем использовать сленговые слова в мануале для новичков. Хотя бы привели перевод к этим словам. Ведь бред получается полный! я несколько дней ищу перевод этих слов и его не могу найти.
PS. я люблю стратегии и не играю в 3Д-экшены
  superboy
@ 2010-02-25 22:15:16

Новичок


Duran - молодец, времени потратил и сил немало. Кто не понял - человек пишет, как он сам все видит. А вообще скажу, что как спортсмен (не кибер), я его во всем написанном понимаю!

ИМХО
Игорь - тебе только в 3д-экшены играть.
daf325 - респект)
qwerty2000 - откровенно)
bash - самоуверенный, но это хорошо, знаю все же что-то почерпнул для себя.
gl&hf))
  Игорь
@ 2010-01-21 21:54:37

Новичок


Я вообще ни фига не понял, русским языком надо писать, а не крапп, шмап и т.д. Клиф, респаун - это что вообще такое? Новичок потому и новичок, что вначале надо ему все толково объяснить, а не вдаваться в аналогии и пространные рассуждения. Очень хреновая статья для новичков.
  daf325
@ 2010-01-12 13:16:08

Новичок


для уравновешивания психики!
  qwerty2000
@ 2009-12-09 19:01:14


мда уж
почитал и понял, что ну его нафиг
  Bash
@ 2009-12-09 08:26:31


А вообще первые главы представляют собой выдержки из книг по бизнессу, а пример из пик-апа вообще убил:-)
  Bash
@ 2009-12-09 08:22:57


Многое совпало с тем, что я сам осознал во время игры. Умные мысли есть, кроме ответа на вопрос: "Зачем?"
У меня напрашивается только один ответ:"Ради получения удовольствия".
  darxon
@ 2009-12-04 22:38:49

Пользователь


Прям учебник жизни! А СК просто как пример)
  qwerty1999
@ 2009-12-04 09:38:55

Новичок


Хорошая статья
[1]
  Добавить комментарий

Добавить комментарий
Заголовок:
Имя*:
Email:
Icq:
Местонахождение:
Сколько будет 6х6?:
Комментарий*:

7x Top

7x pts rating
2499 protoss
[7x]KpeHgeJIb
protoss KpeHgeJIb.359
2499 pts
 
Stat: 119-96
Rate: 55.35
2349 terran
[7x]Control
terran control.341
2349 pts
 
Stat: 355-315
Rate: 52.99
2192 protoss
[7x]QuanChi
protoss QuanChi.484
2192 pts
 
Stat: 482-465
Rate: 50.90
2077 protoss
[7x]Smith
protoss smith.269
2077 pts
 
Stat: 290-257
Rate: 53.02
2008 protoss
[7x]Nerazim
protoss Nerazim.2325
2008 pts
 
Stat: 266-250
Rate: 51.55
1693 protoss
[7x]IGG
protoss Motörhead.647
1693 pts
 
Stat: 144-136
Rate: 51.43
1573 protoss
[7x]Lipton
protoss Lipton.725
1573 pts
 
Stat: 81-84
Rate: 49.09
1046 zerg
[7x]jonk
zerg jonk.178
1046 pts
 
Stat: 75-75
Rate: 50.00
709 zerg
[7x]Harius
zerg LiquidHarius.21800
709 pts
 
Stat: 42-7
Rate: 85.71
257 zerg
[7x]Masamune
zerg Masamune.571
257 pts
 
Stat: 11-1
Rate: 91.67
224 terran
[7x]Surprise
terran Surprise.698
224 pts
 
Stat: 12-7
Rate: 63.16
165 zerg
[7x]T1Mmi
zerg TiMmi.736
165 pts
 
Stat: 29-19
Rate: 60.42
54 zerg
[7x]Krash
zerg Krash.903
54 pts
 
Stat: 2-3
Rate: 40.00
1355 terran
[7x]Leon
terran Leon.1216
1355 pts
 
Stat: 218-220
Rate: 49.77
1108 zerg
[7x]Igon
zerg SevenXIgon.103
1108 pts
 
Stat: 48-50
Rate: 48.98
928 zerg
[7x]CrazyRabbit
zerg CrazyRabbit.780
928 pts
 
Stat: 39-26
Rate: 60.00
807 zerg
[7x]Raven_gg
zerg Ravengg.625
807 pts
 
Stat: 35-30
Rate: 53.85
560 random
[7x]Fen1kz
random Fenlkz.514
560 pts
 
Stat: 58-46
Rate: 55.77
290 protoss
[7x]Ashbringer
protoss Ashbringer.2446
290 pts
 
Stat: 9-20
Rate: 31.03
162 protoss
[7x]Kanzler
protoss Kanzler.870
162 pts
 
Stat: 5-4
Rate: 55.56

События

Waiting info...



Информация


Администрация:
-
-

Новинки

Последние Новости

Новое на форуме

Последние статьи

Новые файлы


Друзья
Реклама


 

© 2002-2016 7x.ru StarCraft information site.
7x Engine version 1.7.1 Alpha build 4 .

Копирование информации только с прямой индексируемой ссылкой на наш сайт!
Идея проекта: . Разработка - 7x Team.

Рекомендуемое разрешение - 1280x1024 при 32bit. Минимум - 1024x600 при 16bit.
Поддерживаемые браузеры: IE 7.0+ и аналогичные
Дата генерации - 30.09.2016 @ 16:26:12 MSK. Страница загружена за 0.289834 попугая.

И помните - StarCraft Forever!

 

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Яндекс цитирования

карта сайта