Итак, зерг против протосса. Тут будут рассмотрены основные положения такой игры на карте Lost Temple.
Советую вам никогда не ходить в раш – во-первых потому что у протосса хорошая разведка (большинство хороших игроков посылают 7-го раба после постройки пилона на разведку), во-вторых, потому что зилоты протоссов в комбинации с рабами очень легко расправляются с зерлингами, да и вообще раш это такое дело, которое зависит чисто от удачи.
Поэтому всегда начинайте игру с хорошей экономики и двух хатчей. Тут возможны варианты:
1) Строим рабов до 9-ти, накапливаем 200 минералов и едем на экспанд закладывать хатч, затем, накопив 200 минералов строим пул – неплохой вариант, но я таким пользуюсь крайне редко, т.к. экономика в данном случае не больно-то сильна. Есть второй хатч – это хорошо с одной стороны и плохо с другой – хорошее укрепление экономики в дальнейшем, но 2 базы защищать довольно сложно.
2) Второй вариант – то же самое, но уже с 12 рабов, т.е. строим рабов до 9, дальше овера, затем еще 3 раба и далее едем брать экспанд – весьма и весьма опасное развитие против хорошего тосса, потому что хороший тосс обязательно вас разведует и у вашего хатча на экспе будут большие проблемы. С другой стороны, если вы все же сумеете отбиться, то экономика будет на высшем уровне. В случае такого развития не советую вам строить много языков – по 1 на каждую базу – чисто для поддержки зерлингам, потому что 2 базы и нужны мобильные войска для отражения зилотов. (Особенно если вы находитесь на 9 часах).
3)Наконец мой любимый стиль развития – заключается в том, что вы не захватываете экспанд, а ставите 2-ой хатч недалеко от рампы: рабов до 9-ти, затем овера, пока строится овер можно сделать экстрадрон (я делаю всегда). К моменту появления овера у вас будет 10 рабов, заказываете еще одного и едете строить хатч на рампе. Такой вариант развития идет с 11-го дрона, в принципе можно построить до 12 – но этот вариант мне не очень нравится поздним пулом и, соответственно, более поздними зерлингами. Итак 11 дрон ставит хатч, 10 ставит пул. Постепенно по ходу прибивания минералов заказываем рабов, но останавливаемся, когда видим что у пула 300 здоровья. К этому же моменту закладываем экстрактор.
Как правило можно построить 3 рабов до того как у пула будет 300 – а нужно это для того, чтобы как раз к моменту построения пула у вас было 3 личинки. И к этому же моменту (или чуть позже) будет готов второй хатч. С 4-ех личинок заказываем лингов
Вообще не советую вам строить языки на ранней стадии игры, а строить много лингов. Даже если припрется ранний зилот тосса, ничего страшного он вам не сделает – немного побьет ваш хатч на рампе и тут уже вылезут 8 зерлингов. Если припрутся 2 зила и раб – тоже ничего – 8 лингов и те, что еще строятся в хатчах с легкостью отобьют это дело. Итак, мой совет вам – всегда стройте побольше лингов и, если вы отбились, или, если на вас и не нападали, идите пытаться пробить зилотов на рампе у противника.
Многим это покажется сумасшествием, но по своему опыту, скажу вам, что это довольно успешное дело – главное выбрать того зилота, которого одновременно смогут бить 3 зерлинга, и направлять их на него вручную а не через А. Этот вариант особенно хорош против техно протоссов, которые идут в корсаров или темпларов с одного гейта. С одного гейта много зилов не наклепаешь, так что это часто бывает эффективно. Можно попытать счастья, даже если видите у прота 2 гейта. Главное тут даже не убить всех зилотов, а пробить брешь и успеть в нее забежать,незабывая при этом непрестанно клепать лингов на базе. Точку сбора можно поставить прямо рядом с рампой врага.
Если вы пробились сквозь заслон зилов – то это уже большой успех – зерлинги на его территории будут раздражать его – вы можете подбегать и лупить рабов, ему придется отсылать зилов, которые закрывают проход на рампе, чтобы отлавливать ваших диверсантов. Следовательно следующими партиями зерлингов можно попытаться еще раз пробить его заслон из зилов. В общем тут уже начинается нехорошее дело для тосса. Плюс, можно рано заказать закопку и весьма успешно ее использовать. Вобщем там уже разберетесь что к чему. Так же можно исследовать скорость бега для лингов (я иногда исследую).
Если же видите у него фотонки, то линги отменяются как атакующее звено. Можно построить их около пачки для обороны от 3-4 зилов, которые могут прийти на ранней стадии и брать экспанд рядом с вами. Тут уже идет большая игра, в которой, на мой взгляд, у зерга шансов все же меньше, чем у тосса, несмотря на то, что говорят, что зерг выносит тосса.
Тут есть довольно известный вариант гидра раша с 2-3 хатчей. Мне он не очень нравится, честно сказать. Во-первых тосс может поставить 3-4 фотонки у себя наверху, и гидра будет с них очень хорошо дохнуть. Во-вторых в варианте гидра-раша вам обязательно надо будет исследовать скорость для гидры, а если тосс зафотонился, так еще и дальность стрельбы, иначе вашим гидрам просто хана. А за время, которое будет потрачено на эти 2 апгрейда хороший тосс уже дойдет до темпларов, или (так делают некоторые продвинутые геймеры, с которыми я как-то играл) до риверов. Ривер, поставленный чуть за рампой + фотонки – никакая гидра это не пробьет, поверьте, я пробовал. Так что решайте сами.
Есть другой вариант – люры. Вот они мне нравятся уже больше, хотя такой тактикой, как и гидра-рашем я пользуюсь довольно редко. Итак, зерлингами нам пробить тосса не удается – он наклепал кучу зилотов и поставил 1-2 фотонки наверху. В таком случае люра может оказаться очень полезной, во-первых, потому что хорошо раскладывает зилотов, а во-вторых, потому что возможен такой вариант: тосс построил 1-2 фотонки и кучу зилотов. Он надеется на фотонки, как на детекторы, поэтому вряд ли у него будут ранние обсы. А зерг в это время может сделать вот что – построить пачки 2 зерлингов и 5-6 люриков.
Пуская зерлингов вперед, чисто как мясо, можно зарыться люрами прямо внизу, не забираясь на рампу, снести тоссу фотонку (ну или 2, если их было 2) и все. Весь заслон из зилотов и гунов на рампе зерлинги при поддержке люр пробьют (люры, расправившись с фотонками, легко освободят проход от зилотов, а зерлинги доберутся до гунов). Если сделать все гармотно и точно, это может иметь хороший успех. Даже если тосс отступил от рампы и понастроил фотонок у себя рядом с нексусом, и даже через пару минут (а то и раньше) построил обсов – его песенка спета. Если тактика с уничтожением фотонок люрами прошла успешно, можно смело брать экспанды, жрать ресурсы и клепать море войск. Тут можно идти либо в хорошую гидру, либо, т.к. лэер уже построен,, можно пойти на муту. Конечно, фотонки с мутами разделываются неплохо, но вот если вперед мут под огонь фотонок послать пачку зерлингов, тоссу крышка.
Возможен еще один вариант тактики с люрами – рашем ее уже не назовешь, т.к. заключается она во все том же долблении тосса зерлингами вначале, а если он пошел в фотонки, или массу зилотов (а по-другому от лингушат не отобьешься), строится кучка люриков, и проход от базы тосса ко всей остальной территории перекрывается. Просто закапываете люр в шахматном порядке, и тосс закрыт. Далее можно хамиться, и тут уже море вариантов – можно дроп массы гидр, массы лингов, можно муту, гвардов, даже, если хорошо расхамитесь, ультралисков. Конечно же, как только у тосса появятся хайты с обсами актуальнсть заслона из люр несколько уменьшится, но при большом ее количестве, при наличии гидры и зерлингов, можно тосса так держать очень долго. Самое главное – предостеречься от дропа риверов, который вполне может быть, т.к. тосс, увидев, что его заперли люрами, так или иначе пойдет на роботикс фацилити.
Есть еще тактика раша мутами, но мне она кажется устаревшей и неэффективной против сильного игрока, в чем я неоднократно убеждался.
Есть еще другие тактики, но, в общем-то, менее распространенные :
1)Люрадроп – дроп люркеров, при чем, я предпочитаю посылать с ними еще 8 лингушат и 4 гидры – сносить вероятно расположенные у рабов протосса фотонки. В общем-то бывает довольно эффективно; если ваша цель достигнута, то экономика врага потерпела гигантские потери. Но, как правило, есть смысл выполнять такой дроп опять же после прессинга противника зерлингами, потому как если дать ему спокойно развиваться, он уже дойдет до обсов к этому моменту (хороший игрок дойдет).
2)Гидрадроп – есть такая тактика, но воющем-то, по-моему, довольно бесполезная. Потому как если высадить пачку гидр, ее снесут вражеские войска, а если накопить побольше, и высадить пачки 3, то у врага уже будут психи, и даже при хорошем микро это дохлое дело.
Ну вот основные тактики игры зергом против протоссов. Теперь общие советы, которые стоит придерживаться в такой партии.
1) (Это для новичков) Всегда посылайте овера на соседнюю локацию для разведки. Если вы обнаружили там противника, то второго овера посылайте туда же, первого отправляйте следить, что у противника творится на рампе, вторым изучайте его базу.
2) Используйте все виды войск, даже если у вас немного войск какого-то определенного типа: зерлинги, гидры, люры – вот хорошая комбинация. Если хотите, можете построить пару королев – для замедления. На поздних стадиях игры, если много ресурсов, хороши гварды.
3) Даже если вы не видите (а тем более, если заметили) старпорт на базе противника, все равно ставьте эволюционную палату – причем желательно поставить ее так, чтобы загораживать язык. Старайтесь как можно раньше начать улучшение на броню и поставьте споровую колонию в том месте, куда, предположительно, может прилететь шаттл с дропом. Вообще все здания ставьте как можно более компактно. Загораживайте то место, где, предположительно в будущем вы поставите санкен (от дропа ли, или от прямой атаки).
4)Очень странно, что на демках таких великих зергов, как например Yellow не видно использования такой полезной вещи, как нидус канал. Советую вам всегда его использовать – очень полезная вещь. Например, вы взяли один из экспов на острове по углам карты – проведите от главной базу туда нидус – и вы за секунду переправите туда пачку своих рабов, ну мучаясь с переправкой их по воздуху. Тем более, что нидус – это не только транспортировка рабов, но это еще и превосходное средство защиты. Предположим, что вы поставили на острове пару санкенов, а хитрый тосс высадил туда пару зилотов и архона – по нидус каналу в одно мгновенье с главной базы, где сосредоточена вся армия, переправьте туда пачку зерлингов, или гидр – санки вкупе с этими войсками с легкостью расправятся с врагом.
5)Основное оружие протосса против зерга – шторм. Поэтому старайтесь не скапливать все свои войска в одну кучу, держите их внутри базы.
6)Ведите активную разведку, обязательно постройте шпиль – даже если вы не собираетесь строить ни мут ни гвардов – лучшее оружие против обсов – плеть. Можно комбинировать войска – например вы знаете, что враг построил эксп и привел туда войска для обороны, а с ними обсерверов, но не построил фотонок. Подведите туда пачку лингов для отвлечения удара, люр, оверов и плетей, и протоссу хана. Плети расправятся с обсами, а люры знают, как раскладывать дарков, зилотов и гунов (особенно без обса). Конечно, шторм эффективен против всего, в том числе и против люр, но если вы грамотно их разместите, потери будут минимальными.
7)Старайтесь, если уж вы строите экспанд, все же защитить его, а не делать так, как видно на демках многих отцов (они строят буквально везде экспы, которые им в огромном кол-ве сносят и они тратят уйму денег). Если вы ставите эксп, то будьте готовы, как только он достроится, провести туда нидус канал, построить 3-4-5 санкенов, и ведите разведку вокруг – не идет ли засекший вашу постройку тосс вас выносить. Опять же, если идет – нидус канал мгновенно перенесет все нужные вам войска в место битвы.
8)Старайтесь как можно раньше начать усовершенствование – продвинутые тоссы начинают апгрейд на атаку с первых минут игры, и когда у вас будет 1-1-1 у них будет уже 1-1-3. А протоссы с усовершенствованием атаки 3, как известно, дикие (У архона атака 39, у гуна 26, у зилота 22 и т.д.).
9)Если вы решили взять эксп, который находятся на месте одной из четырех стартовых локаций – поставьте сначала эксп рядом с рампой, постройте там 4-5 санкенов. Это значительно усилит оборону нового экспа.
10) У зерга главное не минералы, а газ, потому что любые высокотехнологичные юниты у них требуют много газа. Поэтому как только берете новый эксп, первым делом стройте газ. Если много ресурсов – не стесняйтесь, постройте еще 1-2 хатчей, заказывайте апгрейды на все 3 параметра, выходите на ультралисков и не забывайте клепать много зерлингов.
11) Бойтесь шторма тосса и не подставляйтесь. Так же помните, что зерлинги с хорошими апгрейдами – вещь страшная. Так что если видите, что протосс увел свои войска от основной базы, к примеру, на центр карты, сажайте пару пачек лингов в оверов и вперед к нему на базу.
12)Старайтесь не сливать войска просто так, даже в небольших количествах. Научитесь правильно оценивать возможности своей армии и армии тосса. Умейте отступать (!). В ином случае лучше отступить с довольно большими потерями, нежели потерять армию вообще.
13)Помните, что главное здание у зерга – хатч. Если у вас много денег (а такое часто бывает с зергами после захвата экспа), не стесняйтесь – постройте еще 2 или 3 хатча. Чем больше хатчей, тем больше войск.
14)Всегда контролируйте карту – посылайте время от времени зерлингов на места возможных экспандов тосса. Самое главное – засечь сам момент постройки экспа, потому что, как правило тосс ставит много фотонок н рампе, что практически лишает возможности пробить его базу с прямого фронта, а дроп – весьма ненадежная вещь. Советую вам вообще зарывать зерлингов в землю в том, месте, рядом с которым тосс будет ставить нексус(Но не на самом этом месте, иначе он поймет, что тут зарыт линг и не станет экспится – лучше дайте ему поставить нексус, а потом придите и сненсите). Занимайте углы карты – с них можно качать много ресурсов, в то время как очень сильной обороны они не требуют (на шаттлах конечно можно что-то довести, но не слишком много).
Вот в общем-то все. Возможно я что-то пропустил, что-то не дописал, но, в общем-то, это основное, что вы должны помнить, играя против тосса. И помните, что вы можете победить! :)
Статья написана: 2002-10-30 20:40:49
Прочитано раз: 70625
Последний: 2024-12-12 08:47:26
ip: 77.122.36.*
Если нет фастекспа - у зерга лучше экономика, надо изучать люрков, скорость оверам. Простосс полюбому возьмет эксп, но при этом потратится на фотонки, поэтому надо пытаться держать простосса на 2 базах люрками+собаками а самому жрать всю карту
One Winged Angel
Фастэксп тосса - это вообще сравнительно недавнее изобретение.
да на таукросе нужно сначала пул ставить, или экстрадрон потом хатч на экспе, потом 10 пул
Новичок
Новичок
да есть ещё вапрос кто нибудь использовал с есть юнета (проста седает и не чего ноль эфекта хотябы ресурсы возращали)
Пнятна....во всех случаях за Зергов можно найти выход!!!
Самая гибкая расса!!!
Новичок
ТОССЫ-МОГИЛА!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!
1) 9 рабов, потом газ, ещё один раб.
2) оверлорд, когда построиться +2 раба (11 тел).
3) пул и кишка в толпе рабов.
4) как насобираеться 100 газа, мутить Хатч.
5) пока он мутиться строите 2ой хатч рядом с первым.
6) как только мутиться хатч, строите шпиль.
По идее, если всё сделать правильно, расчитать с оверами и рабами, то когда построиться шпиль будет 600 газа (на 6 мутей). Если у этому делу добавить пачку-полторы собак, большой шанс того, что тоссу пизда прийдёт)
Насчёт вопросов что делать против 15 батонов и 2х судей отвечаю: (1) не дать тоссу занять 2 хамки (с одной он много не настроит). (2) снести все батоны нах. гидрой с девольверами, используя апнутых на вижон оверов. Хотя и "обдевольверенные" батоны хорошо видны.