»стори€ “ерран
»стори€ ѕротоссов
»стори€ «ергов
StarCraft - FOREVER!
7x Team Logo
 
 
 јвторизаци€
–егистраци€
Ќовости
 оманда
‘айлы
StarCraft 2
—татьи
—тратегии
Ѕиблиотека
ёмор
–едактор карт
ѕартнеры
–еклама


 “ехнологи€ работы киберспортивного журналиста

»значально, данна€ стать€ €вл€лась частью большой статьи –уководство по компьютерной игре StarCraft ЂStarCraftї: Ђ¬оспитание профессионалаї by Adolf[R.A]. Ќо затем, при редактировании материала, было вынесено в отдельную статью, по соображени€м объема - прим. ред.

“ехнологи€ работы киберспортивного журналиста

Ђѕо-моему, обсуждать футбол гораздо интереснее, чем в него игратьї
¬асилий ”ткин, футбольный телекомментатор.

¬ведение

Ёпиграф, указанный выше, был выбран не случайно. ¬ нем Ч суть работы любого спортивного репортера, вне зависимости от того, освещает ли он Ђобычныеї виды спорта или специализируетс€ на неолиплийских дисциплинах, к которым, кстати, относитс€ и киберспорт. я буду говорить в первую очередь о Ђ—таркрафтеї, потому что это мо€ любима€ игра, сама€ интересна€, котора€ когда-либо по€вл€лась на свет. ƒанное руководство предназначено в первую очередь тем, кто обнаружил в себе стремление донести до читателей жизнь и суть киберспорта, тем, кому интереснее обсуждать Ђ—таркрафтї, нежели в него играть.

ќшибочно полагать, будто сфера Ђ—таркрафтаї замыкаетс€, собственно, на самой игре: билд-ордерах, стратеги€х, особенност€х микро, ј–ћ и.д. Ђ—таркрафтї Ч это потр€сающа€ по своему многообразию сфера человеческой де€тельности, в которой вращаютс€ игроки, рисовальщики карт, обсерверы, организаторы чемпионатов, судьи, репортеры, ведущие, дизайнеры, редакторы, администраторы специализированных сайтов, программисты, собственно, выпускающие патчи (на момент написани€ руководства вышел очередной патч 1.11) и программы дл€ Ђ—таркрафтаї. “аким образом, старкрафт-комьюнити это огромное и самое долгоживущее сообщество людей, которых объедин€ет одно Ч ≈е ¬еличество »гра. ћасштабность и уникальность этого €влени€, думаетс€, нам еще предстоит осознать, но уже сейчас на примере Ђ—таркрафтаї €сно: компьютерные игры из разр€да развлекухи давно уже переросли в нечто большее. ѕо сути, это новый вид спорта. —порт будущего, который объедин€ет.

 онечно, большое значение имеют частные случаи. я говорю о том, что в ёжной  орее уже давным давно индустри€ Ђ—таркрафтаї развита до невообразимых пределов. ¬ –оссии пока нет.

” нас в стране есть дес€ток высококласных игроков европейского уровн€, но всего две официальные конторы, организующие чемпионаты Ч — — и ‘ —. Ётого мало. — того момента, когда www.progamer.ru сдал свои позиции, у нас, по сути, осталс€ только один мощный русско€зычный киберспортивный портал Ч www.cyberfight.ru. (закрыт в 2013 году - прим. ред.) Ётого крайне мало.

 роме того, касательно самого Ђ—таркрафтаї, в –оссии всего несколько более-менее приемлемых порталов специализирующихс€ на данной игре. ”вы, руководство www.cyberfight.ru крайне редко освещает жизнь российского и мирового старкрафт-сообщества, изредка публику€ теоретические изыскани€ Wic’a, что, впрочем, весьма полезно.


ћесто киберспортивного журналиста в современной –оссии

»так, мы вплотную сталкиваемс€ с проблемой самоидентификации киберспортивного журналиста, отдавшего себ€ Ђ—таркрафтуї, в услови€х, когда он сам и €вл€етс€, по большому счету, двигателем кибер-сообщества Ђв массыї. ¬ыража€сь проще, Ч когда вы, мой читатель, решаете зан€тьс€ освещением старкрафт-коммунити, опередилитесь, зачем вам это нужно.

ќчень часто за врем€ работы встречал такое отношение к себе: BARTLEBY, ты никто, играть толком не умеешь, но зато с тобой общаютс€ лучшии игроки –оссии, ты вечно крутишьс€ на чемпионатах, и вообще, хорошо устроилс€ Ч ничего из себ€ не представл€€ добралс€ до элиты российского старкрафт-олимпа и, главное, теб€ все «Ќјё“. —амо собой, мне это высказывалось в другой, гораздо более нтересной форме, с великолепными словесными оборотами и вывертами. J ’очу сразу спустить с небес на землю тех, кто считает так же: не следует наивно полагать, будто киберспортивный журналист представл€ет собой эдакого чела, который нахал€ву запросто так общаетс€ с лучшими игроками мира, страны, которому Ђвезет не по детскиї.

–абота ньюспостера Ч это впервую очередь труд, т€желый, отнимающий много времени. ¬ам нужно сделать новость, вы продумываете, как она будет выгл€деть Ч это врем€, вы собираете информацию Ч это врем€, вы ее перерабатываете Ч это врем€, берете комментарий Ч это врем€, постите Ч это тоже врем€. √ораздо сложнее, если пишешь статью. Ќад ее содержанием и логическим построением необходимо долго размышл€ть, а потом еще и грамотно изложить, чтобы не дай бог кто-то не докопалс€ до фактов. Ёто больша€ ответственность. ѕри подготовке или переводе интервью уходит в несколько раз больше времени, чем при написании обычной новости.

ѕочему € говорю о времени? ѕотому что реалии таковы, что труд киберспортивного журналиста, специализирующегос€ на Ђ—таркрафтеї, материально не оцениваетс€ никак. ѕоэтому в большинстве случаев и в моем, в частности, приходитс€ совмещать работу основную (зарабатыва€ деньги на жизнь) и работу дл€ души. ѕолностью отдатьс€ освещению старкрафт-сообщества нет возможности и именно поэтому врем€, затраченное на публикации о Ђ—таркрафтеї так и остаетс€ потраченным временем дл€ души.

 роме того, посто€нно постить новости Ч достаточно дорогое удовольствие. ’орошо, когда интернет хал€вный, а если нет? ∆гешь врем€ (если работаешь с модема) или мегабайты† (если есть выделенка) и тратишь свои же деньги. ¬ итоге вот что получаетс€: трата своего времени и денег за возможность написать нечто интересное о любимой игре, чтобы люди узнавали много нового о событи€х мирового старкрафт-сообщества. »ными словами, киберспортивный журналист на данном этапе развити€ российской гейм-индустрии работает исключительно на энтузиазме. »сключительно. Ћично € за все врем€ только один раз получил деньги за то, что провел пр€мой репортаж (200р., если кому интересно) и был неслыханно, но при€тно удивлен, так как предварительной договоренности об этом не было. DieForZmey, привет!

Ѕолее того, если вы решили стать классным ньюспостером (ниже € объ€сню отличи€ действительно классного ньюспостера от тех репортеров, что работают на некоторых старкрафт-порталах сейчас), будьте готовы к тому, что на вас обрушитс€ критика. ∆урналистика в принципе дело не благодарное, то же относитс€ и к киберспортивному репортеру. »ногда бывает очень обидно, когда, обработав массу информации и сделав новость, получаешь по голове от читателей (посредством реплик на форумах) за небольшие неточности или вообще ни за что. Ёто посто€нна€ практика и к этому надо быть готовым. »ногда, конечно, нервы сдают, особенно, когда претензии поступают по пуст€кам, и лично € несколько раз срывалс€, что, само собой, не делает мне чести.

—праведливости ради надо сказать, что в целом люба€ творческа€ работа в сфере “—таркрафта” воспринимаетс€ на “ура”, поэтому не стоит обращать внимание на высказывани€ отдельных личностей, взгл€ды которых оторваны от реальности. ≈ще бы! »м не в домек, что перед тем, как сообщить новость журналист перелопатил гору инфы, извлек самое необходимое, постаралс€ изложить факты как можно более интересней и доходчивейЕ

“аким образом, место и роль киберспортивного репортера в данный момент очень неоднозначны, а перспективы туманны. ¬се зависит о того, насколько будет развита экономически гейм-индустри€. ¬ насто€щий момент игроки, занимающие призовые места уже получают достойные (€ считаю) деньги.  роме того, денежное вознаграждение полагаетс€ и судь€м, и организаторам, обслуживабщим чемпионаты. ∆урналисты же, как и ньюбы, держатс€ на чистом энтузиазме и личном интересе. ¬ общем-то, это нормально, так как, повторюсь, на данном этапе развити€ гейм-индустрии иного быть не может.


— чего начать? Ѕоремс€ с предрассудками.

ќчень много встречал в сети людей, которые вроде бы как хот€т постить новости, но что-то им мешает. —реди причин, мешающих постить, есть как внутренние комплексы, так и объективные причины. Ћично мне страх перед написанием новости просто неведом. „его бо€тс€? ¬от список наиболее часто встречающихс€ объ€снений, почему не пишем, хот€ очень даже и хотим:

  1. ѕо русскому €зыку получал 2-йки в школе
  2. Ќе знаю €зык HTML
  3. ѕлохо знаю или совсем не знаю английский €зык
  4. ћало интернета (нехвадка средств)
  5. —о мной никто не будет разговаривать (речь об интервью)
  6. я ньюб, и ничего не понимаю. ћен€ раскритикуют.

ѕричины эти, м€гко говор€, не убедительны. ќднако, дабы придать начинающему журналисту уверенности в себе, пройдемс€ по пунктам.

ѕо русскому €зыку получал 2-йки в школе.

» что? » ј.—. ѕушкин, и ¬ладимир ѕознер, и Ѕорис ≈льцин тоже получали 2-йки в школе по русскому €зыку. J –азве это им помешало достичь в жизни их положени€? J ќтнюдь. ¬ажно пон€ть, что стоит только один раз написать что-то, и если тебе это понравитс€, то дальше ты уже не раздумыва€ начнешь писать дальше и больше, и интереснее, и лучше всех. ƒвойка в школе не решает, важно только сделать первый шаг. ”веренность в своем русском обретаетс€ после первого же положительного поста на форуме (а он об€зательно будет).

Ќе знаю €зык HTML.

„то же, необходимо изучать. Ќо на самом деле, дл€ работы ньюспостером нужно знать не так уж много тэгов: примитивные [b][/b], [i][/i], [u][/u], иногда размер шрифта [size=X][/size], где X Ч размер шрифта. [url=X][/url] Ч тэг, создающий ссылку, где X Ч полный адрес страницы, на которую ссылаемс€. ¬от и все! Ѕольше, в принципе, ничего и не надо. ќчень часто перед никами игроков рамещаютс€ флаги их страны. »ногда размещаютс€ фото игроков. Ћично € до сих пор не знаю, как это делаетс€, но у мен€ же в новост€х есть флажки и фоты. J  ак € это делаю? ƒа беру, и захожу в редакторский режим какой-нибудь новости, копирую полностью тэг и вставл€ю в свою новость, мен€€ при этом только два значени€ Ч дл€ флажка это название страны, дл€ фото игрока Ч адрес расположени€ данной фотушки. Ѕольше не надо ничего. “аблицы разместит админ или редактор портала. √лавное пон€ть: незнание тэгов это по сути мелочь, основное Ч информаци€, ее качество. ј оболочка и оформление дело второе.

ѕлохо знаю или совсем не знаю английский €зык.

¬от это намного серьезнее. ƒействительно, без знани€ английского €зыка невозможно перевести новость, интервью с зарубежного портала. “ут выход один: учить английский €зык. » еще Ч воспользоватьс€ помощью электронных переводчиков. ќднако, с этим делом не стоит злоупотребл€ть: те кто пользовалс€ ими (€, например, в университете переводил зачетные статьи ;) знают, как криво они перевод€т. Ќе стоит вводить в переводчик сразу несколько предложений Ч он напереводит бред€тину. Ћучше подобными средствами переводить отдельные незнакомые слова. » конечно совершенствовать попутно свой английский.

ћало интернета (нехвадка средств).

ѕроблема также не надуманна€, с которой сталкиваешьс€ почти ежедневно. ≈сли дома модем, то это дл€ журналиста-старкрафтера, как ни странно, лучше. ¬ цел€х экономии драгоценного времени (нам ведь поиграть еще хочетс€, не так ли? ;) € поступаю следующим образом. «ахожу в интернет, прохожусь по зарубежным и российским сайтам, копирую новости в заранее созданный doc.-файл и отключаюсь. Ёта процедура отнимает максимум 7-10 минут. «атем обрабатываю информацию (перевожу, сортирую, придумываю заголовки, расставл€ю там же в файле все тэги), а потом подключаюсь и публикую. Ёта процедура отнимает максимум 5 минут.

¬от и все: за 15 минут пользовани€ интернета мы можем запостить 5-7 новостей, € уже молчу об интервью, которые также можно копировать себе в компьютер, а потом переводить сколько душе угодно, ведь интервью, в отличие от новости, не прив€зано ко времени.  ак быть, если у вас выделенна€ лини€? ¬ общем-то, приемы экономии общеизвестны Ч отключить анимацию, звук, упростить отображение страницы, но будьте осторожны: вдруг на каком-нибудь портале будет классное фото игроков, которое вы об€зательно захотите включить в свою новость, а режим отображени€ фото у вас отключенЕ

», кстати, не забывайте, что вопрос экономии интернета это еще и вопрос самодисциплины. ≈сли вы знаете, что у вас его мало, то зачем его расходовать на чтение анекдотов или на чат. ќграничьте себ€, но зато читатели будут рады каждый день, хоть по чуть чуть, но получать от вас инфы.

—о мной никто не будет разговаривать (речь об интервью).

ћой ответ Ч еще как будут, если вы гудманнерный человек. ’от€, действительно, в работе журналиста-интервьюера есть одна специфическа€ деталь: сначала вы работаете на им€, потом им€ работает на вас. ѕо собственному опыту знаю, что это такое. „еловеком, у которого € вз€л первое интервью был AnDroide Ч как раз после триумфа на RP WCG-2002. “огдашний вице-чемпион –оссии с пониманием отозвалс€ на мое предложение сделать интервью. ѕочему? ѕолагаю, потому что € общалс€ (по асе) очень корректно, на Ђвыї, отослал ему черновой вариант и только после его согласи€, запостил.

Ёто есть этика журналиста, и когда респондент видит, что вы вери маннер, он будет общатьс€. ѕосле AnDroide € также гудманнерно обратилс€ с просьбой об интервью к Adolf’y[R.A.], а потом Ђќстапа понеслої. —амое главное, в Batlle.net’e € стал общатьс€ с игроками мирового уровн€ Ч и в определенный момент мой ник стал работать на мен€. ” мен€ в профайле на B-nete четко прописано, кто € есть и с кем € делал интервью. ћногие считают, что это понт.  ак бы не так! Ёто визитна€ карточка, ведь когда обращаешьс€ к госу с мировым именем, он об€зательно посмотрит твой профиль Ч кто ты такой? » когда увидит список твоих Ђзаслугї на контакт идет намного легче. ѕоверьте на слово, иначе бы вы не читали интервью с AspeaK[pG], Effka[pG], Beast[pG], IG.Carls, JoSeZ и другими. J

»так, тут главное, как говоритс€, начать, а дальше все само собой пойдет. ј как начать, € уже сказал Ч быть маннером.  стати, из российских прогеймеров, кто охотно идет на контакт (и может помочь с интервью) € бы отметил Potrax’a. ќчень вежливый, общительный, умный игрок, который хорошему человеку не откажет в помощи (€ так думаю ;)).

я ньюб, и ничего не понимаю. ћен€ раскритикуют.

¬от это, на мой взгл€д, самый страшный из коплексов, который, как ни парадоксально, чаще всего не соответствует действительности.

¬о-первых, даже если человек ньюб, он все равно достаточно хорошо разбираетс€ в игре. Ёто уже достаточно много.

¬о-вторых, у спортивной журналистики есть такое свойство: чем больше вы специальзируетесь на каком-либо виде спорта, тем больше о нем знаете (железна€ логика, не так ли? ;). “оже самое можно сказать о “—таркрафте”: кажда€ новость, каждое интервью, каждый проведенный репортаж Ч это бесценный опыт, это знани€ в данной сфере, которые в будущем не позвол€т вам допустить фактологической ошибки, и не будет никакой критики.

Ѕолее того, в будущем вы сможете писать серьезные аналитические материалы, основыва€сь на своих знани€х. Ќапример, если SlayerS_Boxer, который никак не уйдет в армию, выиграет нынешние корейские отборочные WCG-2004, то сможет ли он снова стать чемпионом мира? ѕищи дл€ размышлений масса: нынешний гранд-финал будет не у него на родине, почти половина чемпионов стран с 2002-го помен€лась, как он будет с ними играть? » т.д. Ёто и есть аналитика, и только подкованный репортер сможет грамотно проанализировать ситуацию.

¬се это дело времени. ¬ общем, надо пон€ть главное: терпение и труд все перетрут. ≈динственное, что требуетс€ от человека, решившего стать классным киберспортивным журналистом Ч это жгучий интерес. Ёто когда на носу отборочные WCG или просто локальный чемпионат, ждешь их не дл€ того, чтобы сыграть, а чтобы посмотреть, кто кого выиграет, как и почему. —мотреть демки и делать выводы очень интересно. Ќапример, € только сейчас просмотрел реплеи с гранд-финала WCG-2003, так получилось. ƒо этого слышал много отзывов, что игры были не интересные, скучные.

Ќичего подобного! FisheYe[pG] играл просто блест€ще, демонстриру€ просто потр€сающее знание игры. ћне говорили, что он реально не на втором месте, что там типа вата кака€-то была, и если бы он сыграл с тем-то, то тогда Ч он второй в мире. я в корне не согласен. я могу это обосновать, и могу об этом написать статью. Ёто и есть журналистика.

»менно поэтому надо интересоватьс€ всем и вс€, что происходит в мировом старкрафт-сообществе Ч это очень интересно. ≈сли нет, то простите, даже не пытайтесь постить Ч выйдет вам боком.


Ќаписание новости (информационной заметки)

¬се новости на любом киберспортивном сайте подраздел€ютс€ на три вида: собственные, импортированные и смешанные.

—обственна€ новость Ч это заметка, информационный повод дл€ которой был найден непосредственно самим корреспондентом портала. Ќапример, вы пообщались с каким-нибудь госу в Battle.net’e и вз€ли у него прогноз на предсто€щие игры WCG. ¬ы обработали ее и запостили Ч эта новость стала уникальной. Ќигде на других порталах ее не будет, только у вас. »менно поэтому такие новости самые ценные. „аще всего собственные новости касаютс€ каких-нибудь локальных чемпионатов.

»мпортированна€ новость Ч это информационна€ заметка, сделанна€ на основе новости, размещенной на другом киберспортивном ресурсе, англо€зычном или русско€зычном. »ногда ньюспостеры порталов полностью копируют новости, указыва€ источник. Ёто удручает больше всего, так как демонстрирует нежелание копирующего про€вить креатив, заинтересовать читател€. »збежать тупого клонировани€ новостей можно с помощьюЕ

—мешанные новости Ч основываютс€ на информации, размещенной на другом киберспортивном ресурсе, однако, включают в себ€ дополнительную информацию, наработанную самим репортером, постирующим новость. Ќапример, вот прошла информаци€ о том, что вышел новый патч. — целью выиграть врем€ можно и даже нужно поскорее разместить эту новость, но никто не мешает ньюсмейкеру вз€ть комментарий какого-нибудь известного российского игрока Ч что он думает о патче? ѕодобна€ новость гарантированно будет намного интереснее, чем статична€, просто клонированна€ заметка. Ќе бойтесь импровизировать. —кажем, в новость, вз€тую из других источников, можно добавить анекдот в тему. ѕочему нет?

“еперь о канонах.

ѕомнитс€, € уже писал об этом на странице портала www.d4.ru , но обозначим основные атрибуты информашки снова.

«аголовок Ч €вл€етс€ неотъемлемой частью любого информационного сообщени€, он отражает суть новости. ѕоразительно, но многие старкрафт-порталы пренебрегают даже этим. ќчень часто встречаю такую ошибку: заголовок размещаетс€ в названии новости, там, где указваетс€ автор и врем€ поста. Ётого мало. Ёто просто необходима€ часть поста. «аголовок же должен быть крупным и распологатьс€ непосредственно над текстом инфы. ќн не должен быть статичным.

Ќапример, вы сделали инфу о Nation War между –оссией и  анадой. Ќе надо делать заголовок типа ЂNW: –осси€ vs  анада Ц 2:4ї. Ёто слишком просто и неинтересно. ѕодключите фантазию, найдите изюминку этого матча и вынесите в заголовок. Ќапример так: Ђ¬еликолепна€ игра Potrax’a не спасла –оссию от поражени€ї.  стати, очень важно: заголовок должен состо€ть не более, чем из 5-ти, максимум 7-ми слов.

ѕодзаголовок Ч необ€зательна€ чать новости. ” подзаголовка два назначени€: он расшир€ет, дополн€ет заголовок либо разбивает большую по объему заметку на логические части, чтобы читателю было легче усваивать информацию. Ќапример. ’ороший заголовок информации: Ђ¬торое Ђяї Fayth[pG]ї. »нтригует, заинтересует читател€? Ѕезусловно! Ќо поймет ли он из заголовка о чем речь? Ќет. ¬от тут-то нам и пригодитс€ подзаголовок: Ђ анадский игрок подробно рассказал о своей жизниї.

Ћид или лидер-абзац Ч в профессиональной журналистике термин, обозначающий первый абзац (или одно-два предложени€), в котором рассказываетс€, собственно, о событии, месте и дате его проведени€, некоторых специфических особенност€х. Ћидер-абзац вводит читател€ в тему, позвол€ет пон€ть, о чем будет идти речь.

ќсновна€ часть Ч тело сообщени€. ¬ нем полностью раскрываетс€ главна€ мысль, мелкие детали событи€, в общем там излагаетс€ все, все, все, что относитс€ к за€вленной в лидер-абзаце теме. —остоит из 7-ми Ч 10-ти предложений. ћожно, в принципе, меньше: специфика киберспорта это вполне допускает.

¬ывод Ч заключитиельна€ часть новости. ¬ ней подводитс€ итог всему вышесказанному, делаютс€ выводы (одно-два предложени€).  стати, выводом вполне может служить комментарий какого-нибудь сильного, известного игрока или кака€-либо справочна€ информаци€.

ѕосле всего прочитанного начинающему киберспортивному журналисту может показатьс€, что все это очень сложно. Ќичего подобного: после написани€ нескольких информашек все пойдет само собой, вы даже не будете задумыватьс€ о заголовках, лидах и прочем Ч нужные слова сами придут в голову, а структура информашки будет целостной.

» еще скажу, в общем-то, очевидные вещи, которые, впрочем, нужно обозначить. ≈сли берете новость с другого портала, об€зательно в конце инфы указывайте ссылку Ч это не только признак гудманнерности, но и соблюдение закона об авторских правах. —вою подпись ставить не об€зательно: специфика киберспортивной журналистики такова, что автор поста автоматом указываетс€ над новостью.


¬едение пр€мого репортажа

ќдним из самых интересных дл€ читател€ видом журналисткой работы €вл€етс€ пр€мой репортаж. ¬о-первых, потому что он намного динамичней, чем новость.

¬о-вторых, пр€мой репорт создает эффект присутстви€ на соревновании. „итатель, наход€щийс€ далеко-далеко как бы ощущают свою причастность к событию, а это заставл€ет его посто€нно обновл€ть вашу страничку в интернете или Ђвисетьї на вашем сайте. ѕр€мой репортаж подраздел€етс€ на два вида по типу проведени€ соревновани€: он-лайн репотаж, когда чемпионат проходит в интернете и лан-репортаж, когда сост€зание проводитс€ в каком-нибудь компьютерном клубе. ¬ принципе, различи€ при ведении того или иного репорта не очень большие. ѕоэтому сначала ограничусь общими принципами работы.

ƒл€ начала усвойте, что работать придетс€ очень и очень быстро. √лавный ресурс, которого нехватает во врем€ работы над репортажем Ч это врем€. »менно поэтому € всегда открываю два окна: собственно, мэйн страницу портала, на котром веду репорт и редакторское окно самой новости. «ачем это нужно? ƒл€ ускорени€ работы: добавив очередную информацию о ходе соревновани€, мне не приходитс€ выходить на главную страницу сайта Ч € просто обновл€ю ее в другом окне и смотрю, как там все смотритс€. ¬ тоже врем€ в редакторском окне € снова открываю рабочий текст и могу непосредственно продолжать работу.

— той же целью (экономи€ времени) € всегда контактирую с организаторами и судь€ми соревновани€, чтобы они незамедлительно давали мне посто€нно обновл€ющуюс€ таблицу. Ётим мы убиваем сразу двух зайцев: с одной стороны, не нужно бегать за геймерами (Ђ ак сыграл?ї Ђ то у кого выиграл?ї), с другой Ч отстаетс€ врем€ дл€ того, чтобы вз€ть комментарии, обрисовать обстановку соревновани€, чтобы разнообразить репортаж.

¬торой важный элемент при ведении репортажа Ч это скорость письма. я не имею в виду скорость печати, сколько вы знаков выдаете в минуту, € говорю о единстве мысли и слова: как быстро вы можете грамотно изложить то, о чем думаете. Ёто самое главное, и этот навык обретаетс€ исключительно на практике. “ак что нет ничего страшного в том, что сначала вы не будете успевать за событи€ми Ч все придет само собой.

 роме того, необходимо отметить еще одну особенность пр€мого репортажа.  ак правило, соревновани€ проход€т Ђволнамиї. —начала, во врем€ регистрации, затишье. ¬се т€нетс€ медленно-медленно. «атем Ч всплеск, геймеры начинают играть: вот тут-то приходитс€ изр€дно попотеть. «атем, по ходу сокращени€ количества участников снова все† замедл€етс€. Ќу а к финалам вообще практически делать нечего Ч иногда приходитс€ по часу ждать результатов. ¬ соответствии с этим и выстраивайте свой рабочий график. ƒл€ лан-чемпионата он выгл€дит примерно так:

9:30-10:30 Ч регистраци€. —ообщаем о ходе регистрации, кто по€вл€етс€, есть ли гости из других городов, о компьютерном клубе, о мощности компьютеров, в целом обрисовываем обстановку. ≈сли получитс€, можно вз€ть прогноз у известного игрока о предсто€щем соревновании. ≈сли не получаетс€ Ч обращаемс€ к организаторам или судь€м.

10:30-13:30 Ч самое “гор€чее” врем€. Ќеобходимо сосредоточитьс€ и посто€нно следить, кто как с кем сыграл. Ќепосредственно посмотреть игры практически не удаетс€: не хватает времени. ѕоэтому, следим за таблицей и работаем, работаем, заостр€€ внимание на играх особенно сильных соперников. Ќеожиданные результаты также об€зательно отображаем (например, аутсайдер выигрывает госу).

13:30-17:30 Ч все успокаиваетс€.  ак правило к п€ти часам вечера дело идет к 1\8 финала лузеров и 1\4 финала виннеров. «десь уже можно давать прогнозы и оценивать шансы, так как времени на это предостаточно.  роме того, в это же врем€ берем комментарии, приводим статистические данные (например, сколько тоссов, зергов и терров вылетело, а сколько осталось).

17:30-21:00 Ч совсем спокуха. ¬ вечернее врем€ можно сосредоточитьс€, собственно, на играх. —мотреть их, а потом подробно рассказывать о них в пр€мом репортаже. Ќекоторые игры можно рекомендовать, как must see.  онечно, при этом не забывайте сообщать кто кого выиграл и чего следует ожидать в будущем. ћой фирменный прием в это врем€: св€зываюсь по асе с каким-нибудь московским госу, объ€сн€ю ситуацию и прошу дать комментарий. ¬ажно пон€ть, что в это врем€ люба€ информаци€ особо ценна€, потому как читатели ждут обновлений, а их долго нет, ведь матчи дл€тс€ по часу, а то и больше.

21:00-24:00 Ч сидим и ждем окончани€ турнира. ”же можно подводить предварительные итоги: как прошла организаци€, как вели себ€ игроки, оправдались ли некоторые прогнозы и, само собой, подробно описываем игры, которые смотрим. ѕо окончани турнира об€зательно указываем победителей, рассказываем о “призах”, о реакции игроков на призы (“—частливый DieForMiF с замиранием сердца гл€дит на кучу выигранной капусты” ;). ѕотом говорим, кто был организатором турнира, генеральным спонсором, судьей и кто вел пр€мой репортаж. ¬се.

Ќет не все, скажете вы, и будете абсолютно правы. ј как же риплеи? „естно говор€, € не умею помещать риплеи в тело новости, поэтому всегда ссылаюсь на более опытного администратора или редактора портала: он все сделает. ƒа, от этого тер€етс€ заинтересованность читател€ в репортаже Ч намного интереснее прочитать об игре, а потом ее скачать и посмотреть. я также уверен, что вр€д ли бы успевал следить за ходом турнира, если бы еще и постил риплеи. ¬ этом смысле москвич Alex_A, когда-то специализировавшийс€ на пр€мых репортажах по Ђ—таркрафтуї (www.progamer.ru)† остаетс€ до сих пор непревзойденным. –авных ему пока нет. ќн успевал все: и сообщать о ходе чемпионата, и выкладывать демки, и брать комментарии, и анализировать ситуацию и многое другое. »менно поэтому читать его было крайне интересно.

“еперь об он-лайн репортаже.

ћое личное мнение: вести пр€мой репорт с он-лайн чемпионата намного проще, чем с лана. ѕочему?

  1. –езультаты игр видно пр€мо из сообщений сыгравших, таким образом, минуем звено Ђорганизатор-таблицаї;
  2. ћы не можем в большинстве случаев обсервить (либо нельз€, либо нету мест, либо лаг), поэтому отпадает необходимость описывать игры Ч говорим, качайте реплеи;
  3. ќн лайн соревнование в несколько раз короче, чем лан. ќбычно 2,5-3 часа;
  4. ”частники соревновани€, узнав, что вы ведете пр€мой репортаж с сервера, легко идут на диалог.

≈динственный недостаток: это трата своих денег за и-нет при отсутствии хал€вы. ¬ этом случае наличие выделенки дл€ журналиста как раз лучше, чем модема. Ќу что ж, стискиваем зубы и говорим себе: ради читател€ не грех и пару часов убить. Ёнтузиазм, друзь€ мои, должен всегда присутствовать положительный зар€д. J ¬ итоге, он-лайн репортаж представл€ет собой смесь посто€нно обновл€ющихс€ результатов игр, анонсов матчей, комментариев участниковЕи все. Ќе так интересно, как лан, но тоже ничего.

¬ заключение главы хотел бы отметить некоторые нюансы. ≈сли вы допустили ошибку в результате матча, или в никах игроков Ч спокойно, без нервов исправьте. Ќикто вас за это не убьет. Ќи один пр€мой репортаж не проходит без л€пов.

ќбуславливаетс€ это тем, что времени в Ђгор€чие часыї практически нет, а постить надо очень быстро.  роме того, желательно, чтобы ники всех участников турнира так или иначе прозвучали в репортаже. Ёто стимулирует игроков и тех, читателей, кто за них переживает. “оже самое Ч если, например, освещаете ClanWar или NationWar об€зательно указывайте составы команд, но это уже из разр€да Ђсамо собойї. ƒерзайте.


»нтервью. ѕринципы работы.

ƒл€ тех, кто не знает: респондент Ч это человек, у которого вы берете интервью. ”мение общатьс€, раскрыть собеседника Ч основные навыки при работе с респондентом. ¬ыше € уже писал о том, как расположить к себе игрока, как сделать так, чтобы он согласилс€ дать вам интервью (—о мной никто не будет разговаривать (речь об интервью)).

»так, как брать интервью. Ћично € предпочитаю дл€ общени€ веб-пейджер ICQ, потому что он наиболее удобный и, главное, в нем заложена функци€ history, что в дальнейшем позвол€ет без проблем распечать текст и работать над ним.

ѕример из жизни.  огда € работал над интервью с Nudles’om, мои основным зан€тием была работа на выборах в √осдуму (начало декабр€ прошлого года). ¬ремени, чтобы обработать диалог с тогдашним капитаном сборной не было катастрофически: спал по 2-3 часа в сутки, все врем€ зависал в предвыборном штабе и занималс€ исключительно политическими стать€ми.  ак быть? ¬едь раз уж подв€залс€ сделать интервью Ч то надо делать. » вот, прихожу € на вокзал, чтобы поехать в один из подмосковных городов, где работал тогда, а там на вокзале был компьютерный салон. я вышел в нет, включил асю, попросил распечатать наш диалог с Nudles’om, а так как до электрички у мен€ был примерно час Ч сел перед компом и по ходу обработал, а затем запостил на www.d4.ru , пр€мо с московского ж\д вокзала. J ѕолезна€ штука, эта ас€, однако. J

Ѕывает так, что у вашего собеседника нет аси. “ут поможет другой вариант общени€, но он совершенно дубовый Ч общение на приватном сервере в Battle.net’e. “ут нам помогает кнопочка Print Screen, котора€ сохран€ет изображение сервера (с нашими словами, естесственно) в дериктории BooodWar’a. —охран€ть надо примерно через каждые 3-4 предложени€. ѕосле общени€ мы без труда в программе-смотрелке читаем, о чем мы там общались. —огласен, идиотизм, но € иногда делаю и так.  стати, мне рекомендовали программу TopazChat дл€ выхода в Battle.net не через игру. “о есть это программа позвол€ет чатитьс€ на BroodWar’ском сервере и, главное, как и ас€, вести history. Ќо €, в виду паталогически плохого усвоени€ интернет-программ с ней не подружилс€. ¬озможно, у вас все получитс€.

’орошо, вот мы нашли собеседника, вот мы приступаем к общению. — чего начать? Ёто зависит от того, какова цель вашего интервью. ќчень часто некоторые журналисты сначала спрашивают возраст, место жительства и т.д. ƒа, все правильно Ч если преследуетс€ цель раскрыть человека, изложить его видение Ђ—таркрафтаї. Ќо зачем сначала спрашивать о возрасте, или кака€ сама€ сильна€ раса, если мы все интервью обсуждаем предсто€щий чемпионат WCG, его фоваритов, делаем прогнозы и т.д.? ѕоэтому очень четко усвойте дл€ себ€, зачем вы берете интервью.

 то знаком с моими работами и, что характерно, помнит их (что бывает редко ;) по€сню, чтобы было пон€тней о чем речь, некоторые интервью. — RoOKi.bOy мы общались о RP WCG-2003. ћаксимум, что нужно было сделать Ч это предоставить читателю его player card. √рубо говор€, вот к нам пришел эксперт игры, и сейчас мы займемс€ прогнозированием. Ќикаких вопросов о расах, личном видении игры, прочем не надо было задавать, и их не было. — другой стороны Ч перуанский† игрок JoSeZ. я общалс€ с ним исключительно потому, что он убил Slayers_Boxer’a на WCG-2002 и все интервью построил вокруг этой игры, потому что это сама€ €рка€ станичка в карьере JoSeZ’a.

ѕочему € столько удел€ю теме интервью? ƒа потому что вам будет намного проще общатьс€ с человеком, когда вы определите дл€ себ€, каким будет интервью. ¬опросы даже придумывать не придетс€ Ч они придут сами собой, они будут логичными и по теме. я бы мог вам построчно указать, какие вопросы задавать, но зачем? »нтревью Ч наиболее гибка€ форма киберспортивного творчества, позвол€юща€ лепить все, что угодно лишь бы было интересно дл€ читател€ и в тему. Ћепите из своего собеседника что хотите, про€вл€йте фантазию, она не наказуема!

«а счет чего интервью становитс€ читабельным и по-насто€щему интересным? «а счет изюминок, Ђфишекї.  огда вы определили дл€ себ€ следущий Ђобъектї, узнайте о нем больше. ¬друг вы найдете нечто интересное в его игровой жизни и вокруг этого сможете построить общение? ќп€ть же, укажу р€д изюминок в моих интервью. AspeaK[pG] Ч драка в гостинице в ёжной  орее с нашими игроками, JoSeZ Ч блест€ща€ победа в TvT над SlayerS_Boxer’om, IG.Carls Ч первый профессиональный португальский игрок, участвоваший на WCG-2003, Advokate[S2] Ч новый чемпион –оссии по итогам RP WCG-2003, Effka[pG] Ч сам факт того, что это девушка-прогеймер придавал интервью интересности и т.д.

ќчень часто мне задают вопрос: где ты находишь госу? „то ж, никаких секретов нет, все элементарно. ≈сть два варианта Ч либо мы планомерно ищем игрока через www.wgtour.com , либо встреча происходит спонтанно Ч в Battle.net’e на канале wgtour-1(2,3).

 ак искать игрока через ¬√“ур? Ёлементарно, ¬атсон. «аходим на сайт, регистрируемс€ и в поиске игрока задаем никнейм. ”беждаемс€ тем самым, что он зарегистрирован на WGTour’e и преходим на свою страничку. «атем находим строку send private message и шлем игроку запрос на интервью. ¬се! ќн либо отвечает (а так бывает почти всегда), либо нет.

 ак постоить запрос? —начала представл€емс€, затем излагаем просьбу. Ќикогда Ч подчеркиваю Ч нелишне упом€нуть, что вы уже делали интервью с тем-то и тем-то, и они остались довольны. “ут тонкость. Ћюбой госу, с которым вы общались, вас запомнит. ƒаю сто процентов. ѕоэтому не стоит обманывать того, с кем вы хотите пообщатьс€ Ч вас раскус€т и это будет большое ““. Ћично € с этим сталкивалс€ и не раз. ќдин раз послал запрос Fayth[pG] или Dante[pG] Ч точно уже не помню Ч и вскоре пришел ответ (на личную страницу ¬√“ура): “я тут поговорил с јспиком, ты отличный парень, € согласен на интервью”. ѕроверку € прошел, а интервью так и не сделал Ч оп€ть катастрофически не хватало времени. :(

¬ариант, когда вы просто вылезаете на канал wgtour-1 (2,3) тоже имеет право на жизнь, но тут практически все зависит от цепи удачного стечени€ обсто€тельств. ¬о-первых, собственно, по€витс€ ли респондент (любой, лишь бы госу ;), во-вторых, захочет ли они общатьс€, в-третьих Ч  ј  он захочет общатьс€, по асе или на приватном канале. Ѕывает по разному. ќдин раз последний пункт мен€ очень подвел. Ќайд€ в сети e-mail Elky, € отправил ему стандартный запрос, и, самое главное, на следующий день получил положительный ответ. Ќќ! ќн потребовал, чтобы мы встретились как-то через msn Ч и € оказалс€ в пролете. я не знал, что это за средство общени€, как там регистрироватьс€, в общем, мен€ подвело не знание распространенных в сети средств общени€ и интервью с Elky сорвалось.

ѕочему € все врем€ говорю госу, интервью с госу и т.д.? Ёто не от того, что € такой понтовый парень и общаюсь только с избранными, а потому что обыкновенный игрок (прошу не обижатьс€) не сможет ничего рассказть интересного в интервью. „то у него за плечами? ѕомнитс€, один игрок из клана Ђ≈≈ї (Europa, BroodWar rus-1) посто€нно требовал от мен€, чтобы € немедленно пообщалс€ с лидером их команды, потому что тот Ђнасто€щий профессионал, очень сильный игрокї. я отказывалс€. “огда он сказал, что, мол, да ты просто никто, что ты общаешьс€ с госу, а нормальных игроков игнорируешь. ћне стоило больших усилий втолковать ему, что € ни сколько не сомневаюсь в том, что его лидер очень сильный игрок, но о чем он мне будет рассказывать? ќ своем скилле?! —лава богу, тот парень мен€ пон€л, но многие (не только игроки, но и репортеры порталов) до сих пор не понимают, что просто общатьс€ нужно со всеми, быть открытым любому человеку, но интервью делать только с понасто€щему интересными личност€ми, крепко св€занными со старкрафт-коммунити. ѕоэтому выбирайте респондентов с умом: от этого зависит конечный результат.

ќчень часто наблюдал (сейчас этого практически нет) такую ошибку: репортер постит интервью пр€мо со временем общени€ (из аси). Ёто просто недопустимо. ¬о-первых, потому что засор€ет голову читател€ совершенно ненужной информацией, во-вторых Ч мозолит глаза. ѕсихологически непри€тно воспринимаетс€ текст, когда перед вопросами и ответами стоит врем€.

≈ще одна распространеннна€ ошибка: ньюспостер совершенно не редактирует диалог с игроком, оставл€€ кривые обороты речи, нецензурную лексику. Ёто также совершенно недопустимо, по мне Ч это про€вление неуважени€ к читателю и элементарна€ лень. ѕообщалс€ и запостил: зачем нагружать голову лишней работой? — таким подходом можно сразу забивать на репортерство и искать себ€ в игре Ч может там получитс€ лучше. ¬ыше € сказал, что работа киберспортивного журналиста это т€желый труд. »менно труд, и если вы хотите стать классным ньюсмейкером, будьте готовы целеустремленно работать, посто€нно оттачива€ свое мастерство.

—овсем фантастическа€ ошибка, котора€ очень часто встречаетс€ в интервью Ч отсутствие заголовка. —казать, что этого делать нельз€, это не сказать ничего. Ёто запрещено. ” любого журналистского материала должен быть заголовок. ¬сегда. —труктурный план интервью выгл€дит примерно следующим образом.

«аголовок Ч €вл€етс€ неотъемлемой частью любого интервью, однако, в отличие от новости, не об€зательно содержит в себе суть беседы. —уществует два вида заголовков дл€ интервью: стандартный и диалоговый. —тандартный заголовок представл€ет собой обыкновенный статичный заголовок. √ораздо более интересный заголовок Ч диалоговый.  ак правило, это интересна€, интригующа€ фраза, вз€та€ из ответа респондента. я лично посто€нно ставлю именно такие заголовки. »з-за своей статичности стандартный заголовок дл€ интервью практически никогда не обходитс€ без подзаголовка.

ѕодзаголовок Ч выриативна€ часть интервью, об€зательна€ лишь в случае использовани€ стандартного заголовка. ќн расшир€ет, дополн€ет заголовок. ѕример? ƒа хоть тот же самый: заголовок Ч Ђ¬торое Ђяї Fayth[pG]ї. ѕодзаголовок: Ђ анадский игрок подробно рассказал о своей жизниї.  райне редко в киберспортивной журналистике подзаголовки используютс€ дл€ разбиени€ интервью на логические части. Ёто прераготива газетных жанров.

Ћид или лидер-абзац Ч об€зательна€ часть. —лужит дл€ ввода читател€ в курс дела. ѕо сути лидер-абзац интервью это инструмент знакомства читател€ с собеседником журналиста.  то он? ѕочему журналист выбрал в собеседники именно этого человека и т.д.

ќсновной текст Ч тут, думаю, все €сно. Ёто вопросы и ответы. ѕодпись Ч об€зательный элемент, так как в отличие от информашки (тем более вз€той с другого портала) интервью это целиком и полностью плод интеллектуальной работы автора.

¬ заключение хотел бы сказать, что интервью Ч это прежде всего творчество.  ак подойти к собеседнику, что спросить, как изложить материал Ч целиком зависит от вас. »менно поэтому интервью это сама€ интересна€ дл€ мен€ часть журналистской де€тельности.


¬место заключени€

¬ св€зи со своим необычным хобби, коим €вл€етс€ киберспортивна€ журналистика, € практически ежедневно посещаю множество российских и зарубежных порталов. — учетом всех необходимых правил и стандартов, указанных мной выше, ответьте на вопрос есть ли в –оссии сейчас по-насто€щему мощный старкарфт-портал с действительно профессиональными ньюспостерами? я не вижу. Ќи одного. ќчень многие мн€т себ€ Ђжурналистамиї, не име€ при этом ни малейшего пон€ти€ о том, как должна выгл€деть элементарна€ новость, какой она должна быть.  райне тускло смотр€тс€ порталы, занимающиес€ клонированием новостей Ђодной строкойї. ¬ моем понимании это насмешка на журналистикой и читателем. «ачем же тогда вообще основывать портал, если вы не собираетесь делать его интересным?

Ѕольшинство российских старкрафт-ньюспостеров Ч не более чем школьники, вкусившие прелести известности за счет посто€нных, неумелых постов, но этого мало. Ќадо работать и подключать фантазию. ƒа, сложно что-то выдать, не име€ финансовой подпитки, долгое врем€ держась на голом энтузиазме. Ќо все-таки суть журналистики в том, чтобы любой ценой, не смотр€ на что донести до читател€ информацию в полном объеме, в интересной форме, так, чтобы он ее запомнил очень надолго. Ёто борьба с самим собой, и когда вы чувствуете, что могли бы сделать больше, написать больше, значит, вы проиграли.

» борьба эта Ч сама€ интересна€ и захватывающа€. «а сим откланюсь, всем удачи, успехов. ƒерзайте!


P.S. —пасибо —ергею ЂDieForSoSї ƒобрынину за то, что открыл мне мир Ђ—таркрафтаї и позволил беспреп€тственно постить на www.d4.ru.
P.P.S. —пасибо –услану ЂAdolf[R.A]ї Ѕаженову за то, что позволил включить это руководство.
P.P.P.S. —пасибо всем старкрафтерам, всему старкарфт-коммунити за то, что фактом своего существовани€ вы обеспечиваете мне хобби. ;-)

√леб -BARTLEBY- —авин, 2004-й год.

© BARTLEBY
—тать€ написана: 2016-02-25 12:31:26
ѕрочитано раз: 6633
ѕоследний: 2019-10-19 17:32:18
ќбсудить на форуме

   ѕока тут нет ни одного комментари€, можете добавить первый.

  ƒобавить комментарий

ƒобавить комментарий
«аголовок:
»м€*:
Email:
Icq:
ћестонахождение:
—колько будет 6х6?:
 омментарий*:

7x Top
—обыти€

Waiting info... SC2Alpha League

RSL League



»нформаци€


јдминистраци€:
-
-

Ќовинки

ѕоследние Ќовости

Ќовое на форуме

ѕоследние статьи

Ќовые файлы


ƒрузь€
–еклама


 

© 2002-2019 7x.ru StarCraft information site.
7x Engine version 1.7.1 Alpha build 5 .

 опирование информации только с пр€мой индексируемой ссылкой на наш сайт!
»де€ проекта: . –азработка - 7x Team.

–екомендуемое разрешение - 1280x1024 при 32bit. ћинимум - 1024x600 при 16bit.
ѕоддерживаемые браузеры: IE 7.0+ и аналогичные
ƒата генерации - 20.10.2019 @ 04:22:14 MSK. —траница загружена за 0.185506 попуга€.

» помните - StarCraft Forever!

 

яндекс.ћетрика Rambler's Top100 яндекс цитировани€

карта сайта
7x на ётубе
7x во ¬контакте
7x в “виттере
7x в ƒискорде