Уже несколько недель в США в университете Беркли продолжаются занятия по Теории Игр применительно к Старкрафту. За это время накопилось множество вопросов, и мы заглянули в гости к одному из двух ведущих преподавателей и организатору этого курса – Алану Фенгу (Alan Feng)
Расскажи немного о себе. Я уверен, что твоё имя известно многим, но мы бы хотели услышать о том, каким человеком надо быть, чтобы решиться на такое смелое начинание?
- Всё началось ещё в то время, когда я усиленно тренировался, чтобы стать профи. Я смотрел все ВОДы, все корейские игры, читал биографии и смотрел корейское TV. Но проблема в том, что … этого недостаточно, чтобы стать профи, стать лучшим. Мне пришлось найти свою нишу – что-то, что выгодно отличало бы меня от остальных.
Поскольку я изучал историю и математику, то решил применить эти знания. В итоге, имея довольно неплохую математическую подготовку, я стал использовать различные математические приёмы, уравнения разного рода, таблицы и графики, и это помогло мне добиться лучших показателей в отдельных элементах игры. Например, я использовал теорему бинома и выяснил, что отправка свежепостроенных рабов на «край» минеральной линии, а не в центр, немного выгоднее. Приблизительно за три минуты подобный подход позволит вам добыть на 300-500 минералов больше, чем если бы вы делали так, как привыкли.
В конце концов, я не состоялся, как прогеймер, но время, посвященное изучению Старкрафта дало мне кое-что, чем ни один другой игрок не может похвастаться: неопровержимые данные и анализ. В результате благодаря моим подсчётам, выводам и, в первую очередь, тому, как я применял мои наработки непосредственно в игре, мне представился шанс преподавать мою дисциплину в Бизнес-школе Хаза.
Перейдём к более личным вопросам: Сколько тебе лет, откуда ты и чем сейчас занимаешься?
- Сейчас мне 20 лет. В 18 я ушел из школы из-за моего увлечения Старкрафтом. Через год, однако, я вернулся и выбрал основным предметом физику. Родился я в Китае, но с трёх лет живу в США. Если честно, я даже не подозревал о существовании Старкрафта до лета 2006.
«Полгода я играл по 60-80 игр в неделю с Шервином “Yosh” Мабодом в качестве моего тренера. - Прогеймер Алан»
Я слышал на вашей первой лекции, что ты всё же был прогеймером. Расскажешь?
- Ну, во-первых, я бы дал такое определение прогеймингу: Зарабатывание на жизнь преимущественно за счёт соревновательного гейминга. Да, летом 2007г. я собирался заняться прогеймингом в Корее. Я всё распланировал, откладывал деньги на поездку в Корею и т.д.
Однажды, тренируясь с другом, я обсудил с ним возможность такого переезда. Мы обсуждали насколько реально зажечь в Корее, и мой друг был весьма впечатлён моей упёртостью и одержимостью Старкрафтом. Конечно он и сам хотел профессионально играть в Старкрафт, но ему мешала реальная жизнь (жена, дети, работа и всё такое), поэтому он не мог просто так взять и бросить всё, погнавшись за мечтой. Но однажды он сказал, что компания, в которой он работает (они делают всякую электронику), хотела бы стать моим спонсором, чтобы я смог попробовать осуществить задуманное.
В конце концов, обсудив все детали, мы решили, что дешевле будет остаться в Штатах и тренироваться до тех пор, пока я не смогу заявить о себе на международной арене и привлечь внимание корейского прогейминга. Так что приблизительно в течение полугода я играл по 60-80 игр с Шервином “Yosh” Мабодом (Sherwin Mahbod), когда он освобождался от преподавания в школе.
По итогам этих шести месяцев, поняв, что несмотря на мои старания, я так и не сравнялся с Yosh-eм, мы со спонсором решили, что прогеймерская карьера мне вряд ли светит, поэтому я вернулся в школу. К счастью, я сохранил все свои наработки за то время, и благодаря этому я сейчас являюсь тем, кто я есть :)
Ты продолжаешь играть? Как ты оцениваешь свой текущий уровень игры?
- Хехе, будет хорошо, если «C» набью.
Ты говоришь, что Yosh тренировал тебя. Как ты оцениваешь его уровень и как каков его вклад в организацию вашего курса?
- Однажды мы встретились на одном из чемпионатов, наблюдая за играми. Оказалось, что мы живём на одной улице. После этого мы встретились на следующий день и решили с тех пор почаще играть друг с другом.
С самого открытия нашего курса, это всё была его (Шермана) идея. Где-то в апреле прошлого года мы пришли на еженедельную Lan-party и сначала в шутку заговорили о возможности учреждения курса по обучению игры в СК на базе университета Беркли. Но поначалу это так и осталось шуткой и мы не успели подготовить материалы к сроку, который заканчивался в мае. Но я всё лето обдумывал эту идею и копался в своих данных, прикидывая возможное содержание курса, писал заметки, насобирал репок, продумал логистику и всё такое. Оказалось, что всё довольно хорошо сходится.
«Поначалу это родилось в качестве шутки
– Алан о том, как им пришла в голову эта идея»
Последним и самым серьёзным препятствием стал поиск профессора, который бы нас поддержал. Yosh-у удалось отыскать профессора, преподающего Теорию Игр в Бизнес-школе Хааза. Мы с профессором Морганом обсудили все вопросы, касавшиеся курса. Я показал ему мои труды, подсчёты, анализы, модели и прочее, и он проникся идеей, поскольку сам в своё время был поклонником SimCity и Цивилизации. После первого пробного пуска, мы поставили дело на ноги и даже стали разрабатывать домашние задания, задачки и всё такое.
Справедливости ради, должен сказать, что мы с Yosh-ем расходились практически по каждому пункту с самого начала проекта и по сей день. Он предпочитает подход, больше ориентированный на саму игру и анализ игровых ситуаций с просмотром реплеев и всё такое. А мне больше нравится чистая теория и расчеты, а также абсолютные закономерности, которые в дальнейшем позволяют ученику выработать свой способ их применения. Но со временем мы научились сочетать оба подхода. Я постоянно приглашаю Yosh-а (помимо других коллег) помочь нам с разными ситуациями и он вносит значительный вклад.
Кто ещё принимает участие в проекте. И чем конкретно каждый занимается?
- Костяк команды это Шервин “Yosh” Мабод (Sherwin Mahbod), “Энтони “Phase” Чен (Anthony Chen) и я – “Nimue”. Мы с Yosh-ем двое главных лекторов, несмотря на различие в наших подходах. Я преподаю теорию и расчеты, а он – реплеи и их анализ. Я за Протосса, он за Террана. Энтони очень занятой человек – он преподаёт инженерное дело в Беркли, но часто помогает нам. Иногда он снимает наши лекции на видеокамеру, иногда помогает делать учебные карты и сценарии и всё такое.
Ещё есть один мой друг, которого я тоже часто приглашаю – это Тайлер “Lore” Чау (Tyler Chow). Это он меня научил играть в СК и всегда шутит, что половиной того, чего я добился, я обязан ему Он играет за Зергов и больше ориентирован на практику, чем Yosh. Недавно он прочитал часть лекции по дотеканию юнитов и грамотному окружению после того, как я представил соответствующие расчеты. Кроме того, я отрабатываю свои лекции на домочадцах, прежде, чем читать их в университете. Это здорово, ведь мои домашние не играют в СК и если я смог объяснить что-то им, то уж студентам-то точно будет понятно. Ну и конечно не могу не сказать о Хелен, которая морально поддерживает меня дома.
Вернёмся к разработке проекта. Как отреагировала дирекция? Насколько трудно было убедить их поставить ваш предмет в учебный план?
- Что мне нравится в Беркли больше всего, так это то, что они открыты для новых идей. Думаю, что если бы вы попробовали что-то подобное, скажем, в каком-нибудь из самых престижных частных колледжей, вроде Принстона, то встретили бы серьёзное сопротивление. А мне повезло – я убедил профессора, что дело того стоит и нам дали зелёный свет по всем направлениям. И хотя остальное прогрессивное человечество сначала смотрело на нас с недоверием, местное руководство нас всячески поддерживало.
Как обычно на вас реагировали? Тебя когда-нибудь спрашивали о твоём уровне игры и состоятельности в качестве преподавателя, не будучи топовым прогеймером?
- Мне присылали тонну писем, и в основном мнение было вроде: «Потрясно, чувак, продолжай в том же духе!» Некоторые писали и такое: «Ты НУУУБ! Сам играть не умеешь, а ещё и других учить взялся». Некоторые высказывали и такую идею: «Хорош уже тратить деньги налогоплательщиков на всякую ересь». В основном, я думаю, ведущие средства массовой информации (CNN и иже с ними) выставляют нас в таком свете, что мы, якобы, занимаемся только игрульками.
Конечно, у них есть право так говорить, потому что я убеждён, что большинство людей, не принадлежащих к геймерскому сообществу, думают так: «Это всё только игрушки». В отличие от них, мнение игрового сообщества о нас преимущественно положительное. Был забавный случай, когда один сайт (к сожалению забыл название) сначала назвал нас аферистами, но потом очень положительно о нас отзывался.
Думаю, что Китай и Корея, тоже хорошего мнения о нас, поскольку они в теме. Надо сказать, было весьма занятно получить письмо от матери какого-то ребёнка, которая поблагодарила меня и сказала: «Благодаря вам мой сын стал усерднее учить английский, чтобы понимать, о чём вы рассказываете на лекциях». Мне рассказывали, что одна из ведущих корейских газет «Joongangilbo» очень хорошо о нас отзывалась. Так что, в целом, я думаю, мнения самые разные.
Каково это быть известным не только в Беркли, но и в целом, в мире – как среди геймеров, так и среди людей, далёких от этого. Как ты себя чувствовал, выступая перед аудиторией на первой лекции?
- Если честно, я ожидал, что на мои занятия придёт чёловек двадцать. Поначалу я был сбит с толку свалившейся на меня славой, но это продолжалось дня три. Вскоре я понял, что не надо забывать, о чём вообще проект: О Старкрафте и о мышлении, с ним связанном. Я постоянно напоминаю себе о том, что всё, что я делаю, это дань уважения Старкрафту. Я думаю, что занимаюсь хорошим делом. Что же касается выступления перед аудиторией, с этим у меня проблем не было. Я точно знал о чём я буду говорить, ведь я знаю об этом не понаслышке.
«Я склонен тщательно взвешивать все за и против, когда кто-то хочет использовать мои материалы для обучения кого-либо. Я не разрешаю всем подряд пользоваться моими данными». – Алан, защищая собственные и интересы своих учеников.
Ты бы хотел, чтобы в других университетах появился подобный курс?
- Это зависит от преданности делу и от подготовки игроков в каждом отдельном учебном заведении. Мне поступило около 10 просьб о том, чтобы я поделился материалами и другие университеты могли организовать такие же занятия у себя. Я им ответил следующее: «Пока не торопитесь. Давайте я сначала закончу свой пробный курс, а уж потом посмотрим, захотите ли вы у себя такой проводить или нет».
Разумеется, как и все, я отстаиваю интересы своего проекта. Именно поэтому, если меня кто-то попросит поделиться материалами, чтобы преподавать такой же курс, я буду тщательно взвешивать все за и против, прежде чем дам своё согласие. И конечно, им придётся разрабатывать и собственные материалы, ведь Yosh-а на всех не хватит, да и у всех такое понимающее руководство. Или, может, кому-то захочется переориентировать занятия для других целей. Поживём-увидим :)
Расскажи о Беркли. Много уже учеников? Есть будущие госу?
- Учитывая отклик, который получил мой курс, можно смело говорить, что примерно 90% парней, учащихся в Беркли играли или хотя бы слышали о Старкрафте. На днях я сидел в библиотеке, и один парень сказал «Эй! Ты же чувак из того самого видео! Обожаю твои лекции!». Так что, думаю у нас тут полно старкрафтеров. Что касается потенциальных госу, колледж, пожалуй, не самое лучшее место для их подготовки, ведь студентам по 17-18 лет, а это немного поздновато для прогейминга. Но вообще, я бы назвал Superior Wolf-а. Он сейчас в отличной форме и постоянно совершенствуется. Мне и самому интересно, как у него всё сложится.
Ты говорил о теории и подсчётах. Много вообще математики в вашей программе?
- Вообще-то, да и довольно сложной математики, надо сказать. Мы всё ещё стараемся разработать лекции на 3-4 часа реального игрового процесса, но и в них вы увидите, что в дело часто вступает высшая математика. Что касается учебного плана, то я настаиваю на том, чтобы каждый знал линейную алгебру, дифференциальные уравнения, аналитическую геометрию и кое-что ещё из университетской программы по математике. Иногда это сложновато для моих студентов, но они очень заинтересованы и изо всех сил стараются добиться полного понимания.
Как отреагировали студенты? Казалось ли им, что они будут иметь дело только с игрой, или они были готовы к математике и теории, применительно к игре?
- Я не раз давал понять, что мы будем иметь дело с довольно сложными математическими выкладками, но до конца мне мало кто верил. Но сейчас они начинают понимать, что я хочу до них донести. Само собой, все думали, что курс будет развлекательным, что можно будет прийти и 2 часа в неделю порубиться в старку. Но в итоге народу, похоже, понравилась и математика и теория. Я давал аудитории опросник и получил положительные отзывы о теоретической части. Что касается математики … среди студентов мало кому это пришлось по вкусу, но они определённо довольны тем, что я рассказываю им о теоретической её составляющей.
А из теоретических положений Сунь Цзы ты что-нибудь приводишь на своих лекциях?
- Да. Кое-что о том, как правильно атаковать противника, когда превосходишь его числом и всё такое. Должен сказать, что и спустя 4000 лет, Сунь Цзы остаётся кладезью мудрости.
Как проходят практические занятия в вашем курсе. Можешь привести пример того, как ты применяешь стратегическое мышление, о котором ты часто говоришь, применительно к Старкрафту?
- Хм. Практика. Практика… Спросите об это Yosh-а. Но вообще, если давать совет тем, кто у меня не учится: «Если хотите поднять скилл как можно быстрее - дуйте на Айсикап». Мы обычно обсуждаем чистую теорию, которую можно применить к любой RTS, да и к жизни тоже. Но а вообще, мы, например, математически обосновали, что лучше иметь армию, сосредоточенную в одном месте, чем разбросанную по карте. Мы также доказали, что эффективность микро и рядом не стоит с эффективностью макро, но правильное микро всё же может спасти вашу задницу в определённых ситуациях в краткосрочной перспективе. И это мы доказали, что по маленьким юнитам лучше использовать concussive damage (тип атаки, как у vulture – прим. пер). -.-
---------------------------------------------
А мы взяли и спросили Yosh-а.
Алан говорит, что вы дополняете друг друга. Что из вас двоих ты больше ориентирован на практику. Как, по-твоему, распределяются теория и практика в вашем курсе?
- Мне всегда было проще объяснять на практике, чем в теории. Даже вспоминая 2000 год, когда меня тренировал Hattan, мы разрабатывали теорию, а я воплощал её на практике. Алан думает о вариации в игре, о том, как по-новому воспринимать то, или иное событие, что будет работать, что нет и т.д. Так что я думаю, вместе мы выстраиваем целостную картину. Полезно понимать обе стороны игры, в противном случае вы будете делать что-то, не понимая, почему это срабатывает.
Как организована практика?
- Мы проводим значительную часть занятий рассматривая выбранные реплеи и ВОДы, в которых наглядно показан материал, который мы в данный момент обсуждаем. По субботам мы проводим по 3-4 часа в библиотеке, играя по LAN, а часть студентов играет из интернета. Так что в итоге мы можем полноценно тренироваться, рассматривать игры, критиковать, орать, материться и т.д.
Можешь привести пример? Что вы обсуждали недавно?
- На второй неделе мы обсуждали сильные и слабые стороны юнитов, различные военные манёвры. Я раздобыл несколько корейских ВОДов, отлично иллюстрирующих то, как надо выходить в атаку определёнными юнитами. Я делал паузы и просил студентов объяснить ситуацию и как в данный момент должен мыслить игрок. Учитывался и тайминг и построение юнитов, предпочтение в выборе attack-move или patrol для некоторых типов войск. Учитывалась и область карты и сама карта, состояние оппонента, доступная информация, что именно требуется в той или иной ситуации, отработка микро, психологические приёмы и т.д.
Пожалуй, по этой теме мы тщательнее всего проанализировали ВОД Nada vs Stork на карте Andromeda.
---------------------------------------------
«Я очень надеюсь, что мы сможем применить большую часть наших наработок для СК2, ведь мы хотим, чтобы вторая часть ничуть не хуже отражала принципы, верные для реальной жизни, чем первая. – Алан об использовании СК2 в своём курсе.
Ты говоришь, что теория может применяться и к другим RTS, почему же тогда выбор пал на Старкрафт. Почему он лучше всего вам подходит?
- Потому что СК позволяет воплотить все аспекты теории. Если бы мы говорили о макро в WCIII, то пришли бы к выводу, что оно там практически не играет роли. Мы могли бы рассуждать об экономике и размещении строений на основе SimCity, но там нет микро. Можно говорить об анимации и контрприёмах на основе Street Fighter или Soul Caliber. Можно о многом говорить, но именно в Старкрафте представлено наибольшее количество этих аспектов. Он позволяет вам наглядно показать мощь экономики или силу микро. В этой игре правильное расположение зданий является наглядным отражением теоретических положений и это можно легко увидеть. Можно говорить о «чистой» теории игры и использовании принципа равновесия по Нэшу, когда нужно сделать меньше, чем кажется оптимальным, для достижения лучшего результата (прим. пер). Обо всём этом можно говорить, применительно к Старкрафту. И ещё многое нужно обсудить. Так что наш выбор остановился именно на Старкрафте, поскольку он сочетает все аспекты и идеально отражает универсальные закономерности, справедливые для реальной жизни. Именно поэтому во всех отношениях эта игра идеально подходит для того, чтобы обсуждать теорию.
А теперь о другом. Вы уже играли в СК2 и как, по-вашему, подойдёт ли вторая часть для вашего курса?
- Нет, пока я не играл во вторую часть, но надеюсь на это в ближайшем времени. Но я смотрею все видео и читаю все ЧаВо. Я очень надеюсь, что большую часть из того, что мы разработали, мы сможем примерить в СК2. Обидно будет, если первая часть останется более универсальной в этом отношении. Я надеюсь, что СК2 не утратит таких важных моментов, как ключевые элементы анимации юнитов (вроде атаки драгуна – прим. пер) или гибкая система контр-тактик и контр-юнитов. Скорее всего, в итоге, мы сможем анализировать либо некоторые, либо, как и сейчас, сразу все аспекты на базе второй части.
А что для себя вынесут студенты? Что, кроме, будем надеяться, возросшего уровня игры?
- Если повезёт, я надеюсь, что они освоят новый тип мышления, который смогут применять в повседневных ситуациях. Насколько «важно» то или иное действие по сравнению с другим, а также научатся подходить к некоторым вещам с научной точки зрения. Я имею в виду принцип: Наблюдение -> Анализ -> Понимание -> Использование.
Может, конечно понимание экономической параболы быстрого экспанда за протоссов и не поможет кому-то по жизни, но понимание процессов, стоящих за этой параболой, и возможность их использования этого знания в других сферах их жизни, будут неоценимы.
«Пользуясь случаем, хотел бы посвятить свой курс Lore, Yosh, Helen, HongSam-Toss, и Restitute – Алан Фенг»
Есть ли планы продолжить курс в следующем году? Что потребуется от вашей команды, чтобы двигаться дальше?
- Да, скорее всего. Пока что спонсор доволен тем, как прогрессирует курс, а от студентов отбою нет. Придут новые студенты и те, кому мы отказали в этом семестре. Проблем нет никаких. При таком энтузиазме мы сможем без труда продолжить курс. Возможно, за лето я внесу кое-какие коррективы, чтобы приспособиться к СК2, но это будет достаточно легко. Просто надо поменять пару примеров.
А когда можно будет перевестись на ваш факультет? ;)
- Ыыыы.. Да хоть сейчас :)
Что-нибудь ещё? Может быть хочешь сказать что-нибудь нашим чителям?
- Да. Я жду выхода нашего первого учебника. Сейчас у меня есть ключ от всех дверей, так что, думаю, к лету я уже закончу учебник. В заключение, хочу посвятить этот курс Lore, Yosh, Helen, HongSam-Toss, и Restitute.
Рекомендуемое разрешение - 1280x1024 при 32bit. Минимум - 1024x600 при 16bit.
Поддерживаемые браузеры:
IE
7.0+ и аналогичные
Дата генерации - 13.11.2024 @ 21:47:02 MSK.
Страница загружена за 0.076054 попугая.
Местный
А линейная алгебра нужна как минимум для того чтобы уметь решать численно это самое дифф уравнение ^^
Пользователь
One Winged Angel
Мне, как преподавателю ИТ, прочесть было особенно любопытно. =)
Хороший перевод, и читать было интересно. =)
Интересно, для чего нужны им диф. ур-я и линейная алгебра? ^^